Политические идеи Н.М.Карамзина
Страница 1

История » Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина » Политические идеи Н.М.Карамзина

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), литератор и придворный историограф, почетный член Петербургской ака­демии наук (избран в 1818 г.), стоит у истоков консервативной традиции в русской политико-правовой мысли. Его политичес­кая концепция изложена в «Истории государства Российского» (12 томов «Истории» были изданы в 1816-1829 гг.) и «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском от­ношении» (1811), адресованной Александру I и направленной против М.М. Сперанского.

Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина формировались под влиянием Великой французской революции.[2] Он говорил, что собрание в Париже подтверждает его выводы о путях его разви­тия - путь постепенного эволюционного развития без всяких революций в рамках тех условий, которые свойственны данному народу и в данное время. Ре­волюционным преобразованиям противопоставляет­ся историческая традиция. В прямой зависимости традиции, институты развивают у Карамзина полити­ческую форму государства. Он признавал республи­ку политической организацией и отдавал предпочте­ние республике, но при этом ставил возможное суще­ствование республики в зависимое состояние от пра­вового состояния общества.

Он считал, что посколь­ку традицией, исконным институтом России было са­модержавие, основной тенденцией социально-поли­тического развития является эволюция самодержав­ной власти. Главное содержание - определять раз­витие просвещения. Эта тенденция должна привести к такому состоянию, в котором самодержавие будет совещаться со своими подданными, вовлекая их в управление государством. В то же время этот про­цесс не должен привести к упразднению сословий. Он будет способствовать их счастливому сближе­нию, которое впоследствии необходимо закреплять законодательно.

Но Карамзин резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. В монархе со­единяются все власти. Карамзин соглашается с тем, что власть самодержца имеет границы. Монарх может все, но он не может законно ограничить свою власть, т.е. самодержец не имеет права упразднить самодержавие. «Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми - Государь, единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание Российской монархии .»

Карамзин протестовал против преобразования го­сударственных учреждений. «Всякая новость в госу­дарственном порядке есть зло, к коему надобно при­бегать только в необходимости: ибо одно время дает надлежащую твердость уставам; ибо более уважаем то, что давно уважаем, и все делаем лучше от при­вычки». Главной ошибкой законодателей своего вре­мени Карамзин называет создание новых государст­венных учреждений - разных министерств, Государ­ственного совета и пр.

Идее естественного равенства людей, свойствен­ной Просвещению, Карамзин противопоставляет су­ждение: «В государственном общежитии право есте­ственное уступает гражданскому». Право, государст­во, сословный строй России он связывает с идеей самобытного народного духа.

Консерваторов объединяет неприятие идей клас­сической школы естественного права, теории общественного договора и ценности представительной демократии. Консерва­тизм признает ограниченность человеческого разума в деле преобразования общества. Консервативное мировоззрение исходит из того, что все преобразования должны опираться на исторический опыт общества.

В русской политико-правовой традиции XIX в. обычно выде­ляют две волны консерватизма.

1. 20-40-е гг. — реакция на либеральный дух начала царство­вания Александра I (Н.М. Карамзин, М.М. Сперанский в по­следние годы своей жизни, а также ранние славянофилы, такие, как И.В. Киреевский и А.С. Хомяков)

2. 60-90-е гг. — «пореформенный консерватизм», реакция на либеральные реформы Александра II.

Под воздействием Французской буржуазной революции кон­ца XVIII в. Н.М. Карамзин отвергает необходимость революци­онных преобразований в обществе, он подчеркивает, что попыт­ка осуществить мечту о всеобщем равенстве сделала францу­зов несчастными, критикует индивидуализм политико-правовой и философской мысли эпохи Просвещения.

Обосновывая незыблемость монархической формы правле­ния, Н.М. Карамзин обращается к русской истории: Россия все­ми своими победами обязана самодержавию.

Страницы: 1 2

Гражданские религиозные войны
Длительная кровавая междоусобица второй половины XVI в., известная под названием «религиозных войн» (или гугенотских войн), не была случайным явлением в истории Франции. Причины этих войн были чрезвычайно сложны, религиозная же оболочка прикрывала, как и в других странах Европы XVI в., классовые интересы борющихся сторон. Происходивший ...

Общественный строй восточных славян
Родовая община продолжала еще играть определенную роль. Родовая знать, т. е. старейшины, жрецы, военачальники-князья, являлись выборными. Большую роль играла языческая религия, которая отражала отношение славян к стихийным силам природы. Отсюда — культ бога неба и огня Сварога и его сыновей Сварожичей, бога грозы Перуна, жертвоприношени ...

Эволюция восточнославянской государственности в XI–XII вв.
К началу XI в. государство Киевская Русь насчитывало уже 2 столетия своего существования. Оно прошло путь от одного из союзов славянских племен к большой феодальной державе с разноплеменным населением, в котором преобладали восточнославянские племена (вошедшие к тому времени полностью). Общая территория всей державы была огромна. Ее пер ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru