Движение Болотникова
Страница 6

История » Крестьянская война начала XVII века в России » Движение Болотникова

Сила движения Болотникова состояла в том, что оно объединяло различные слои и группировки общества. Выступая на стороне "законной династии", каждая группа преследовала свои собственные цели. Южные помещики, которые поддержали Лжедмитрия, предоставившего щедрые льготы землевладельцам и посадским людям, сражались за царя, бывшего их ставленником и проводившего политику в их интересах. Иной смысл вкладывали в идею "праведного доброго царя" крестьяне. Именем "Дмитрия" они расправлялись с боярами, посягнувшими на жизнь "помазанника Божьего". Монархические идея и иллюзии были характерны для широких общественных слоев XVII века, включая посадских людей, вольных казаков, служилых людей.

Одержав победу под Москвой, Шуйский 5 декабря 1606 года обратился к городам с грамотой, в которой писал: "Дворяне и дети боярские, рязанцы, коширяне, туляне, коломничи, алексинпы, калужане, козличи, мещане, лихвинцы, белевцы, болховичи, боровичи, медынцы и всех городов всякие люди нам добили челом и к нам все приехали, а в городах у себя многих воров побили и живых к нам привели и города очистили". Царь не совсем искренен в своей грамоте, выдавая желаемое за действительное. В начале декабря 1606 года повстанцы еще удерживают Тулу, Калугу, Козельск, Белев, Волхов. Рязань и Мещевск сдались позже, после прибытия в эти города правительственных войск. Несмотря на это, послание Шуйского является важнейшим документом в истории восстания Болотникова.

Всенародно царь вынужден признать факт массового участия в восстании дворян и детей боярских южных городов и уездов. Челобитные грамоты дворян - участников событий подтверждают, что официальные заявления соответствовали действительности. И.Е. Бартенев, участвовавший вместе с отцом в походе войск Шуйского на Мещевск, писал в челобитной на имя царя: "В прошлом во 1606 году при царе Василие, как побили под Москвою Ивашка Болотникова, и с Москвы, де, посланы были князь Андрей Хованский да отец его Елизарий Бартенев, в го-роды: в Сержеск, в Мосалеск, в Мещевск приводить дворян и детей боярских и всяких людей к крестному целованию". Факт присяги местных дворян и детей боярских подтверждает выводы о том, что ранее они всем "городом" участвовали в восстании против Шуйского. Служилые люди и население Мещевска принесли присягу "всем городом", что приравнено было к победе. По этому случаю автор челобитной ездил "с сеунчем" к царю.

В воззвании Шуйского упоминалось 13 мятежных городов. Лишь четыре из них были охвачены наступлением Пашкова. Через остальные проходил Болотников, а отсюда следует, что дворяне и дети боярские из этих уездов пополняли его войско. Дворяне уступали по численности низшим слоям населения, но были военными людьми по профессии, объединены корпоративно ("служилый город") и имели лучшее вооружение.

В процессе развития движения Болотникова усилились массовые народные выступления, и это меняло социальную направленность движения. К моменту осады Москвы после неудачных переговоров и тяжелых боев появилась тенденция к активизации низов, стали делать ставку на восстание "холопов и шпыней" (городская беднота). В "прелестных письмах" вождей восстания москвичам была отражена эта тенденция. Пересказывающая, видимо, достаточно тенденциозно эти послания, Патриаршая грамота от конца ноября 1606 года сообщает следующее: "Из Коломенского те воры пишут к Москве проклятые свои листы и велят боярским холопам побивати своих бояр и жены их и вотчины и поместия им сулят и шпыням и безъимянникам ворам велят гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Стратегическая оборона летом и осенью 1942 г.
Успехи контрнаступления по всему фронту, которое продолжалось до апреля 1942 г., на других направлениях, кроме Западного, оказалось менее успешным. На Северо – Западном направлении неудачей окончилась попытка прорвать блокаду Ленинграда, а 2 – я ударная армия Волховского фронта полностью разгромлена. К весне 1942 г. гитлеровской армии ...

Культура Казахстана в XIV – XV вв.. Материальная культура
В послемонгольский период культурная жизнь подверглась резким изменениям. Среди монгольской аристократии вскоре после прихода к власти четко наметились две тенденции по отношению к оседлому населению. Одни были противниками оседлой жизни, им представлялось необходимым всю землю превратить в пастбища для скота, а все население оседлых ра ...

Амир Темур – историческая личность
Сахибкиран Амир Темур как дальновидный политик и крупный государственный деятель сумел основать на месте разрозненных феодальных государств большое централизованное, сильное государство. Стиль управления, обычаи, которыми он руководствовался, порядок и дисциплина были образцовыми, опыт его деятельности во многих областях в настоящее вре ...

   
Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru