Волжские речники в битве за Сталинград
Страница 1

История » Сталинградская битва - подвиг мирного населения » Волжские речники в битве за Сталинград

В истории нашей страны Волга не однократно была свидетельницей славных подвигов нашего народа. В целом все оснащение бойцов и их спасении после ранений было возложено на реку. В 1942-1943 гг. волжские переправы внесли неоценимый вклад в победу под Сталинградом. В исследовании о Нижне-Волжской флотилии были использованы материалы музея речников.

Летом 1942 г. враг подошел к Сталинграду и перерезал линию железной дороги Сталинград-Поворино, прервав связь города с центром страны. Остался единственный путь снабжения защитников города Сталинграда боеприпасами, людьми, питанием, один путь эвакуации раненых и населения - Волга. Она стала в буквальном смысле слова дорогой жизни. Самой сложной задачей, выпавшей на долю речников стало обслуживание переправ у города. В военную навигацию 1942 г. рейдовый сталинградский флот работал вместе с Волжской военной флотилией с большим напряжением. До 23 августа 1942 г. в центре города действовала лишь Центральная переправа местного флота. Она состояла из: паромного причала; пассажирского транзитного вокзала - Красная Слобода и двух военных переправ.

В июле 1942 г. противник начал атаку с воздуха. Огромную помощь речникам в борьбе против бомбардировок оказывала бригада бакенщиков Емельянова К.С. Зажигая ложные бакены они сумели свести на нет многие воздушные атаки противника. По предложению Емельянова К.С. на основном глубоководном рукаве Волги были установлены макеты из бревен, оснащенные ложными судовыми огнями, которые подвергались бомбардировке, в то время как настоящие суда шли по другому мелководному речному рукаву.

24 августа в результате непрерывных бомбежек Сталинградский порт фактически перестал существовать, но эвакуация населения продолжалась. С 23 августа по октябрь 1942 г. суда волжских переправ перевезли на левый берег свыше 250 тысяч человек. Трое суток без сна и отдыха пожарный пароход "Гаситель" вел борьбу с морем огня участвуя в то же время в перевозке на левый берег эвакуированного населения города и ценных грузов. Вахтенный журнал парохода, который хранится в музее-панораме "Сталинградская битва", свидетельствует о том, что насосы "Гасителя" 23 августа 1942 г. ни на минуту не прекращали работу. 25 августа вражеские самолеты налетели на "Гаситель", когда он с группой эвакуированного населения шел к левому берегу Волги. Бомбы разорвались в кормовой части парохода. Корпус получил до 80 подводных и надводных пробоин. Много осколков попало в машинное отделение. Был выведен из строя правый штурвал, нарушена звуковая сигнализация. Пораженный в сердце упал механик Ерохин, был убит кочегар Соколов, пять человек из команды ранены. На место погибшего механика встал его помощник Агапов и работал один, за убитого механика и раненых членов машинной команды. Все пробоины в корпусе были заделаны на ходу, не заходя в затон.

Не меньшее мужество и упорство проявила в последние дни августа команда баркаса "Лена". Имея на судне 5 человек, вместо 16 человек по штату, экипаж "Лены" бессменно нес вахту в течении пяти суток, совершив за это время 60 рейсов, под непрекращающейся бомбежкой доставил фронту тысячи тонн необходимых грузов.

Героической страницей в славную летопись речного флота вошли имена пассажирских судов - "Михаил Калинин", "Иосиф Сталин", "Парижская коммуна". Загруженные ранеными и эвакуированными гражданами, прорывались они вдоль берега, занятого противником. Пароходы были обстреляны, получили пробоины. На пароходе "Парижская коммуна" было ликвидировано 90 очагов пожара. Наиболее серьезные повреждения получил "Иосиф Сталин". Под руководством капитана Рачкова команда флагманского судна Волги боролась за спасение парохода до конца. Большинство членов команды было ранено. Пожар, несмотря на все усилия быстро распространялся по всему пароходу и он начал тонуть. На помощь пришел баркас-"наблюдатель" капитана И.И. Исакова. Было спасено 82 человека пассажиров и команда.

С 14 сентября 1942 г. работа судов речного флота по переброске войск в Сталинград в районе центральных переправ по сути дела превратилась в десантные операции. Работа переправ в дневное время стала невозможной, и они стали действовать в основном ночью. Но бронекатера Волжской флотилии продолжали ходить через Волгу и днем.

Страницы: 1 2

Эволюция «цивилизации» скифов
Более трех тысяч лет назад на безбрежных просторах от Северного Причерноморья на западе до Алтая и Монголии на востоке, охватывая значительную часть Южной Сибири и Центральной Азии, начал формироваться чрезвычайно оригинальный тип кочевого хозяйства, пришедший на смену скотоводческо-земледельческому оседлому быту. Эти важные перемены бы ...

Общая характеристика эпохи. Значение железа
Освоение способа получения железа явилось крупнейшим достижением человечества, вызвавшим бурный рост производительных сил. Первые железные изделия были, по-видимому» выкованы из метеоритного железа с высоким содержанием никеля. Но почти одновременно с ними появляются изделия из железа земного происхождения. В настоящее время исследовате ...

Падение Севастополя
Так закончилась севастопольская эпопея. Она вписана славной страницей в историю русского народа. Такова диалектика исторического развития: Крымская война была несправедливой со стороны России, но не народ затеял ее. Поскольку же война была затеяна и враги пришли на русскую землю, русские люди, защищая отчизну, совершали чудеса героизма. ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru