Крещение Руси как PR-кампания
Страница 1

История » Крещение Руси как PR-кампания » Крещение Руси как PR-кампания

Крещение Владимира в 987 году было выдающимся государственным актом и должно было привлечь всеобщее внимание. Между тем современники проявили редкую неосведомленность. Даже вопрос где крестился князь, ставил их в тупик.[16] Одни были уверены, что Владимир принял таинства крещения в Корсуни (Херсонесе) в Крыму, другие – в Киеве. Именно это свидетельствует о плохой организации PR-кампании, хотя это также может объясняться тем, что Владимир крестился как частное лицо, без огласки, как его бабка.

В 989 году в Крым приплыла царевна Анна – сестра императора Византии Василия II. Не тратя времени зря, в этом же году Владимир обвенчался с Анной в кафедральном соборе Корсуни. Это был удачный PR-ход, так как церемония бракосочетания дала возможность широко оповестить мир о разрыве князя с язычеством. То, что не удалось Ольге в языческом Киеве, то удалось Владимиру в христианском городе Корсунь.[17] Торжественный акт венчания, который был для Владимира как бы вторым крещением, произвел глубокое впечатление на «мужей» из княжеского окружения: «…се же видевшее дружина ево, мнози крестишася». [18]

Победоносный поход в Крым упрочил престиж киевского князя, его воины получили богатую добычу. После штурма город Корсунь подвергся разграблению. В Киев русское войско явилось, обремененное несметными богатствами. Согласие между дружиной и князем упрочилось. Ведь как известно общие успехи сильно сближают людей.

Сопротивление язычников было сломлено. Следующей яркой PR-акцией было разгромление капища в Киеве. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Однако русы не избавились от страха перед старыми богами и опасались прогневить Перуна. Его изваяние не было разрушено: идола привязали к конскому хвосту и поволокли к Днепру. Процессию сопровождали 12 воинов, которые били кумира палками, чтобы изгнать из него бесов. Перуна проводили до днепровских порогов, где и бросили во владения печенегов. Таким образом, языческий бог был отправлен в изгнание. Капище было символом язычества, а его разгромление явилось ярким символом низвержение старой веры и начала нового периода в истории Руси.[19]

Приняв христианство, русы пустили в ход агитацию и пропаганду, чтобы навязать новую веру славянам. После ниспровержения кумиров Владимир велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра, где их крестили греки – «царицыны попы» и «корсунские попы». В Новгороде, куда были посланы Добрыня и епископ Аким Корсунянин, все повторилось. Изваяние Перуна было посечено и сброшено в Волхов. Это сыграло большую роль в сознании людей.[20]

Также важную роль в установлении христианства на Руси сыграли личные качества Владимира, которые помогли ему избежать конфликта с норманнской знатью, поддержкой которой он очень дорожил. Вообще в жизни очень важны личные качества первого лица, ведь как известно людям нужен пример, на который они должны равняться.

Успешной PR-акцией стали проводимые роскошные пиры, на которые дружинники сходились во дворец даже в отсутствие князя. За это дружинный эпос сформировал Владимиру положительный имидж.

После крещения Владимир пожаловал киевской митрополии десятинную часть всех княжеских доходов. «Царица» Анна позаботилась о том, чтобы выписать знающих архитекторов и мастеров из Константинополя, и они построили первое в русской истории каменное здание – собор Пресвятой Богородицы. В народе его начали называть десятинной церковью. Ранее 1011 года Владимир дал Десятинной церкви грамоту, в которой писал: «Исгадав аз со своею княнинею Анной, дал есмь Святей Богородици»[21]. Приведенная грамота подтверждает, что царевна Анна и ее окружение играли важную роль в устройстве церкви на Руси.

Очередным PR-ходом стала чеканка монет с благословения митрополита, демонстрировавших миру превращение языческой Руси в христианскую. На монетах Владимира можно прочесть на одной стороне надпись «Иисус Христос», а с другой – «Владимир, а се его злато» или «Владимир, а се его сребро».[22]

Греческие «попы», прибывшие с Анной из Константинополя, столкнулись с трудной задачей – им предстаяло вести проповедь в этнически неоднородной, многоязычной стране. Но миссионеры достигли цели – они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и всего народа, и вели проповедь на славянском языке. Русская письменность и книжность возникли на почве греко-болгарской христианской культуры.

Святые мощи, обязательные для основания кафедры и кафедрального собора, были привезены в Киев уже в 989—990 годах. Наспех построенная деревянная церковь, ставшая местом хранения мощей, имела все основания стать первой русской соборной церковью, резиденцией прибывшего с царицей греческого иерарха. По сообщению византийского историка Н. Каллиста (он писал в начале XIV веке, но имел в своем распоряжении ранние документы), первым русским митрополитом был грек Феофилакт, занимавший кафедру в Севастии в Армении, а затем перемещенный в Киев. Преемником Феофилакта стал Иоанн I. Сохранилась печать с надписью «Иоанн митрополит Руси», относящаяся ко времени не позднее начала XI веке Иоанн I именовался в источниках начала XI века то как митрополит, то как архиепископ русский[23]. Объясняется это тем, что в латинской церкви сана митрополита не существовало, что и побуждало западных хронистов именовать киевского владыку архиепископом. Итоги деятельности греческих миссионеров были впечатляющими. Со слов очевидцев немецкий хронист Титмар Мерзебургский в 1018 году описал Киев как огромный город, имеющий несчетное количество жителей, 8 рынков и более 400 церквей[24]. Автор хроники многократно преувеличил число киевских храмов, но верно передал впечатление современника, побывавшего в городе. Вначале XI века Киев имел вид крупного христианского города с множеством деревянных домов и церквей.

Страницы: 1 2

Выбор царя
Ход развития событий на Дальнем Востоке не раз ставил царя перед выбором, заставляя принять то или иное решение. Первый выбор предстояло сделать после заключения Японией Симоносекского мира. Он оказался не вполне определенным, но ясным по направлению. На записке Лобанова царь пометил: “России, безусловно, необходим свободный в течение к ...

Экономика и соц. политика абсолютизма
Абсолютизм оказывал и определенную поддержку буржуазии: проводил выгодную ей меркантилистскую политику, ведя для этого и торговые войны, принявшие со второй половины XVI в. всемир­ный характер; давал буржуазии наживаться на откупах налогов, займах короне, в завоеванных «новых землях»; покровительство­вал созданию мануфактур, особенно в ...

Роль С.Ю. Витте в подписании мирного договора с Японией
В 1905 году Япония стала искать пути к миру через посредничество США. Петербург с готовностью принял приглашение президента Рузвельта к переговорам. Трудное дело защиты русских интересов Государь поручил Сергею Юльевичу. Не так ли поступают мудрые родители? Наказав ребенка, они спешат показать, что по-прежнему любят его, доверяют ему и ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru