Проекты государственных преобразований М.М. СперанскогоСтраница 1
Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения «произвола правления». В обсуждение проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых государственных учреждений, пока в окружение императора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839 гг.).
По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802–1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи» и связанные с ними записки и проекты.
Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обоснование.
В его записках и проектах (1802–1803 гг.) подчеркивается, что любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил. Из физических сил народа составляется войско, из народных богатств – деньги, из уважения – почести. Если правительство распорядится этими силами неправильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный признак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск денег в большем количестве, чем позволяет народный труд, создаст мнимую монету (т.е. породит, инфляцию), обильное расточение почестей – неуважаемые чины и ложные отличия. «Таким образом, могут быть в государстве войска без силы, деньги, без богатства и почести без уважения»[1].
Концепция истинной монархии Сперанского является первым всеобъемлющим планом реформы политической системы России, проектом правового государства с принципом разделения властей, элементами демократии и «представляет собой наиболее разработанный конституционный проект из всех тех, которые появились на рубеже ХVIII-XIX вв.[2]» Он считал синтез абсолютизма и гражданского общества, единовластия и правового, законодательного регулирования социальных отношений, совмещение сословно-иерархического строя и свободной личности. Политическая философия Сперанского может быть определена как самодержавный либерализм, сочетающий характерные особенности менталитета эпохи феодализма и специфические черты политической культуры периода буржуазной модернизации. Важнейшая проблема развития личности и общественного самоуправления решалась Сперанским как проблема активизации личной самодеятельности под началом верховной власти, а создание правового государств мыслилось как следствие просвещения народа. Правовым виделось государство, построенное на принципе уважения всех членов общества к закону и его субъекту-самодержцу.
Истинная монархия – это цель и средство социального преображения, обусловленные социально-политической реальностью, конкретными культурно-психологическими и историческими факторами развития российского общества и ментальностью россиянина. Исходя из этого реформатор предложил Александру 1 два проекта. Первый – для срединного общества в котором судная и законодательные власти еще во многом зависят от власти исполнительной, а народовластие в значительной степени формально. Этот проект, по Сперанскому, предназначен для народов своевольных и анархических, и там есть только вид закона, но не сам закон. Для народов же с «добрым смыслом, простым и твердым разумом» возможен идеал истиной монархии. Власть исполнительная поставлена в ответственность от власти законодательной, и все постановления на которых управляется истинная монархия исходит из общечеловеческих принципов.
Политическим идеалом Сперанского была монархия, сочетающая сильную власть и законодательство, а также права и свободы граждан, гарантирующая их равенство перед законом. Он ратовал за создание такого государства, в котором бы на первом месте стоял принцип верховенств закона. Конституционализм Сперанского является качественно новым этапов в развитии конституционных попыток в России, поскольку базировался на глубоком понимании объективных предпосылок конституционного процесса: условий жизни людей, их культуры и состояния общественного сознания. Политическое преобразование должно соответствовать гражданскому просвещению народа.
Философия политики и права Сперанского была рассчитана на эволюционно изменении общества, она учитывала взаимосвязь общественных условий и политических институтов и предусматривала воспитание людей, способных воспринимать новые идеи и стать опорой законодательной власти. Сперанский считал, что чиновники должны быть подотчетны народу – источнику государственной власти. В его замыслах предусматривалось поэтапное преобразование сословного строя, создание среднего сословия и освобождение крестьян от крепостного права.
Переписка И. Грозного с А. Курбским
Еще одним примером влияния раннехристианской исторической традиции в процессе выработки политической парадигмы может служить переписка Ивана IV с князем А.М. Курбским – один из важнейших документов эпохи. Переписка царя Ивана с Андреем Курбским, которая наиболее ярко представила в литературе особенности своего времени.
Началом знаменат ...
Кампания 1917-1918 годов
Кампания 1917 года готовилась и протекала в обстановке значительного роста революционного движения во всех странах. Среди народных масс на фронте и в тылу усиливался протест против войны с её огромными потерями, резкого снижения жизненного уровня, роста эксплуатации трудящихся. Огромное влияние на дальнейший ход войны оказали революци ...
Образование государства у восточных славян
Раннефеодальное государство-первая наиболее примитивная форма государства у восточных славян. Социальной базой его возникновения был процесс классообразования в результате разложения первобытнообщинного строя. Оно возникло как племенное объединение, в котором власть князя не располагала сначала сильным административным или военным аппар ...