Н. Скрыпник общественный деятель советской Украины
Страница 2

История » Причины вхождения Украины в состав России » Н. Скрыпник общественный деятель советской Украины

В 1921 году по инициативе Скрыпника была создана на базе Петенской районной партшколы Харьковская городская партшкола, через год — Высшая партийная школа УССР, к которой примыкала группа украинской интеллигенции. Украинский язык и литературу в этой школе преподавал Владимир Сосюра — будущий поэт, а первым директором ее по рекомендации Скрыпника стал Иван Черный (отец автора).

Большой след в истории оставила украинизация, проведенная Скрыпником в 20-х — начале 30-х годов. Проводилась она административно. На украинский язык было переведено делопроизводство государственных и партийных учреждений, работники государственных учреждений, включая больницы и магазины, должны были сдать экзамены на знание языка. Не сдавшие подлежали увольнению, а так как тогда существовала безработица, это было тяжелым наказанием. Эффект последовал сразу — в украинские школы стали поступать ученики из семей, не говорящих на украинском, но считавших нужным научить этому детей. Автор учился позже, когда украинизацию осудили, однако это продолжалось по инерции — в его классе было более 3/4 детей из таких семей.

Поэтому результаты украинизации были весьма успешны, особенно в тогдашней столице Харькове и других русифицированных восточных городах. После нее 80% общеобразовательных школ и вузы гуманитарного и сельскохозяйственного профиля были переведены на украинский язык, тираж украинских газет в 4—5 раз превысил тираж русских, появились новые украинские театры. К тому времени, когда украинизацию сменила «интернационализация» (реально — русификация), украинский язык уже перестал быть исключительно сельским, как ранее. Поэтому сейчас, через 60 лет, в Украине невозможно представить Президента или главу правительства, не знающих языка коренной нации, как это имеет место в некоторых других постсоветских странах. Украинизация была уникальной политической кампанией, не имевшей аналогов в мире — ее провел лидер, формально занимавший второстепенный пост в республике, с ограниченной самостоятельностью при враждебном отношении к ней государства. Однако несмотря на это, она проводилась на протяжении 5-6 лет энергично, с применением жестких административных мер. Успеху ее благоприятствовал ряд обстоятельств. Украинский язык в Советской Украине номинально был официальным с момента ее создания, но реально он не использовался из-за незнания служащими украинской грамматики, а учебных заведений было мало в связи с отсутствием учебников и учителей. Несоответствие номинального и реального состояния дела дало повод Скрыпнику как члену Политбюро в средине 20-х годов подготовить проект решения ЦК КП(б)У об украинизации и добиться его принятия. Убедить руководство было нелегко, но Скрыпнику это удалось. Он обосновал его высказыванием Сталина о том, что при социализме расцветет культура народов СССР, национальная по форме, социалистическая по содержанию. Этот тезис выходец из малого народа высказал еще не как «вождь народов», а как нарком по делам национальностей. К моменту начала украинизации его взгляды изменились, но вслух он об этом не говорил. Лишь с 30-х годов он стал высказывать великодержавные взгляды, но даже и тогда формально не отрекся от тезиса о расцвете национальных культур.

Доводы Скрыпника убедили осторожного генерального секретаря ЦК КП(б)У Лазаря Кагановича. Постановление было принято, а он назначен наркомом просвещения, которому тогда были подчинены школы, вузы, учреждения культуры. Но интенсивно украинизация пошла, когда в 1928 году генсеком стал работавший с 1922 года в Сибири, а с 1926 года в аппарате ЦК ВКП(б) в Москве Станислав Косиор. В отличие от Кагановича, выходца из местечка на Киевщине (ныне в Чернобыльской зоне), украинский язык он не знал, но считал необходимым выполнять решения предшественника. Решительно противостоял украинизации второй секретарь Постышев, но вскоре после Кагановича он также убыл в Москву.

Власти Союза вначале не мешали украинизации. Еще при Ленине сложилась традиция не вмешиваться во второстепенные с точки зрения центра вопросы внутренней политики республик. Ленин считался с Украиной еще будучи в оппозиции — для приобретения союзника в борьбе с Временным правительством. Он поддержал ее автономию, а затем независимость. От этого трудно было сразу отказаться после прихода к власти, тем более что Брестским договором она была закреплена на межгосударственном уровне. К тому же значительную часть бойцов Красной Армии составляли украинцы, а украинские «банды» Махно спасли Москву от вторжения Деникина, который вынужден был снять с фронта ударную армию Слащева и бросить ее против Махно, не дойдя до столицы всего 200 верст. Позже «мягкий» подход к Украине сохранился, пока Сталину, занятому борьбой за власть, было не до нее. Но в 1933 году это «самоуправство» отняли. В Харьков вернули Постышева. Украинизация была пресечена, непосильные хлебозаготовки привели к голодомору. И Скрыпник, не ожидая неизбежного ареста, застрелился.

Страницы: 1 2 

Корниловский мятеж и общенациональный кризис в стране
После ликвидации двоевластия была предпринята попытка консолидировать силы социалистов и либеральной буржуазии с тем, чтобы остановить сползание к хаосу, а в конечном счете к гражданской войне. 12 - 15 августа 1917 года в Москве проходило Государственное совещание, в котором принимали участие представители всех, кроме большевиков, парти ...

Начало воины и мобилизация
На рассвете 22 июня 1941 г. мирный труд советского народа был прерван вероломным нападением фашистской Германии на нашу Родину. Агрессор поставил цель — молниеносно разгромить Красную Армию, захватить до Урала территорию нашей страны, ликвидировать завоевания Октябрьской революции, поработить народы Советского Союза. Коммунистическая п ...

Роль С.Ю. Витте в подписании мирного договора с Японией
В 1905 году Япония стала искать пути к миру через посредничество США. Петербург с готовностью принял приглашение президента Рузвельта к переговорам. Трудное дело защиты русских интересов Государь поручил Сергею Юльевичу. Не так ли поступают мудрые родители? Наказав ребенка, они спешат показать, что по-прежнему любят его, доверяют ему и ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru