Военная индустрия в экономической жизни общества накануне фашистской агрессии
Страница 13

История » Военная индустрия в экономической жизни общества накануне фашистской агрессии

В предвоенный период значительно усилились работы по совершенствованию артиллерийского парка Красной Армии, который долгое время состоял преимущественно из дореволюционных систем. В 1937-40 гг. были разработаны и приняты на вооружение новые образцы артиллерийского вооружения. В их разработку большой вклад внесли многие конструкторские коллективы под руководством В.Г. Грабина, И.И. Иванова, М.Я. Крупчатникова, А.Г. Гаврилова, Ф.Ф. Петрова, М.Ю. Цирюльникова, В.Д. Мещанинова.

Опыт первой мировой войны показал огромное значение танков в вооруженной борьбе. Из-за технико-экономической отсталости Россия не имела тогда собственной танковой промышленности. В годы предвоенных пятилеток на развитие танкостроения выделялись большие средства. К конструированию и производству танков были привлечены ленинградские и харьковские заводы.

С 1937-1938 гг. в СССР начались работы по конструированию новых типов средних и тяжелых танков, завершившиеся созданием лучших в мире среднего танка Т-34 и тяжелого танка КВ. Они впервые в мировой практике имели противоснарядное бронирование и мощное вооружение (76-мм пушки). В создании новых типов танков участвовали большие коллективы конструкторов и инженеров под руководством М.И.Кошкина, А.А.Морозова, Н.А.Кучеренко, Я.И.Барана, А.С.Бондаренко, П.П.Васильева, Ж.Я.Котина, Н.Л.Духова, А.Д.Гладкова и др.

Созданию мощного воздушного флота СССР уделялось большое внимание еще с 20-х гг. Активное участие в этой работе принимал Осоавиахим и другие общественные организации. Однако в то время не было достаточной производственной базы для решения такой сложной задачи. В 1933 г. нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе говорил: «Несколько лет назад наша авиационная промышленность целиком зависела от заграничной техники. Мы не имели моторов и самолетов своей конструкции. Теперь дело в корне изменилось».

С развитием базовых отраслей промышленности из года в год наращивались мощности отечественного самолетостроения, прежде всего военного. В 1933-1938 гг. были запущены в серийное производство истребители конструкции Н.Н. Поликарпова (И-15, И-16, И-15 бис, И-153). Конструкторами А.Н. Туполевым, А.А. Архангельским, С.В. Ильюшиным, В.М. Петляковым в эти же годы были созданы и приняты на вооружение различные типы бомбардировочной авиации (фронтовой бомбардировщик СБ, дальние бомбардировщики: ДБ-3, ДБ-3Ф, Пе-8 и др.). Опыт войны в Испании и первого периода мировой войны на Западе выявил необходимость создания новых самолетов с повышенными тактико-техническими характеристиками. На вооружение были приняты истребитель конструкции А.С. Яковлева (ЯК-1), истребитель А.И. Микояна и М.И. Гуревича (МиГ-3), истребитель С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова, М.И. Гудкова (ЛаГГ-3), штурмовик С.В. Ильюшина (Ил-2), пикирующий бомбардировщик В.М. Петлякова (Пе-2). По многим боевым и эксплуатационным данным (скорость, дальность, высота полета, маневренность, бомбовая нагрузка и др.) новые самолеты превосходили аналогичные типы не только советских боевых машин 30-х гг., но и зарубежной авиации.

В целом, развитие советской военной индустрии явилось основой повышения технической оснащенности Красной Армии накануне фашистской агрессии. К началу Великой Отечественной войны на ее вооружении находилась огромная масса различных видов боевых средств: 9,3 млн. ед. стрелкового оружия, 56,8 тыс. орудий полевой, зенитной и противотанковой артиллерии, 56,1 тыс. минометов, 22,6 тыс. танков, 20 тыс. боевых самолетов. В количественном отношении Красная Армия обладала большим боевым арсеналом, чем армии фашистского блока. Вместе с тем процесс повышения боеспособности Вооруженных Сил характеризовался серьезными противоречиями, прежде всего между количественными и качественными критериями. При предельной концентрации ресурсов страны на усиление военного потенциала и милитаризацию многих отраслей народного хозяйства процесс технического перевооружения Красной Армии к моменту фашистской агрессии не был завершен.

Несмотря на неоспоримые успехи научно-технической мысли к началу войны танковый и авиационный парк Красной Армии на 80-85% состоял из машин, принятых на вооружение в середине 30-х гг. Замена морально и физически устаревшей техники протекала крайне медленно, с большими сбоями и задержками. Только в самый канун войны на смену устаревшим истребителям, бомбардировщикам, танкам стали поступать в серийное производство новые образцы авиационной и бронетанковой техники. В общей системе вооружения Красной Армии не хватало противотанковых, зенитных, радиотехнических средств, автоматического стрелкового оружия, средств моторизации, что снижало ее боеспособность по сравнению с фашистским вермахтом, В серийное производство к началу войны не вошло такое грозное оружие как реактивная артиллерия, разработка которого успешно велась с середины 30-х гг. Не хватало ремонтно-технической базы для восстановления многих тысяч танков и самолетов, нуждавшихся в капитальном и среднем ремонте. Все эти и многие другие недостатки пришлось устранять уже после начала войны.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Возникновение мелкобуржуазной партии социалистов – революционеров
Подъем крестьянского движения оживил деятельность мелкобуржуазных революционных группировок. В 1902 г. из остатков сохранившихся народнических групп начала складываться партия социалистов-революционеров (эсеров). Эта партия претендовала на то, чтобы быть единственной выразительницей интересов крестьянства. Она выдвинула революционно-дем ...

Русская общественно-политическая мысль в XVI века
Период развития русской общественной мысли XVI в. и становления национальной государственной идеологии давно привлекает внимание исследователей. Сюжеты о борьбе нестяжателей и иосифлян, о развитии ересей, о формировании учения «Москва – третий Рим», то есть о тех процессах, которые составляли основу эволюции русской общественной мысли X ...

Колониальные захваты эпохи домонополистического капитализма и сопротивление африканских народов
В рассматриваемый период главными базами колониализма в Тропической и Южной Африке являлись колонии, возникшие на рубеже нового времени. Португальские владения в Анголе включали прибрежные области от устья Конго до мыса Капо-Негро. В первой половине XIX в. эти районы оставались местом ссылки преступников. В руках португальских чиновник ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru