Эпоха имама ШамиляСтраница 1
Мальчик, названный по деду — Али, ребёнком был слаб, худ, часто хворал. По местному обычаю, чтобы духи не могли найти малыша, родители дали ему новое имя — Шамиль. Мальчик постепенно поправился и вырос здоровым и крепким юношей, летом и зимой он ходил босой, с открытой грудью.
Но в детстве он избегал общества сверстников — так ему легче было общаться с природой "страны гор" — Дагестана. В горах он мог даже оставаться на ночь. Молчаливый, мечтательный и своенравный подросток вызывал неприязнь у молодых односельчан. У него был только один друг — Гази-Мухаммед, сын Исмаила, бывший старше Шамиля на несколько лет. Друзья жили в аварском ауле Гимры через два дома друг от друга и были неразлучны. Гази-Мухаммед готовил себя к духовной службе, долгие часы проводил за молитвой, а Шамиль, хоть и начал читать Коран в шесть лет, поначалу стремился к физическому совершенству.
Упорное стремление Гази-Мухаммеда к духовному совершенству заставило и Шамиля интересоваться учёбой — он захотел стать первым учеником знаменитого муллы Джамалудина, который впоследствии признал Шамиля своим лучшим учеником. Молитвы и занятия наукой изредка разнообразились участием молодых людей в боевых схватках с русскими отрядами генерала Ермолова.
В один прекрасный день Гази-Мухаммед отправился пешком по аулам Дагестана, призывая горцев к священной войне — газавату. Когда русские, почувствовав силу горцев, двинули против них большой отряд, Шамиль понял, что в лобовых сражениях русских не победить. В отчаянном бою Гази-Мухаммед пал, поражённый штыками, а Шамиль, убив трёх солдат, убежал. Это произошло 17 октября 1832 г.
Вскоре, в 1834 году, он был избран имамом.
И прежде всего Шамиль занялся введением в горах мусульманского права. Он видел, что существующие обычаи не мешают распространению пьянства, грабежей, своеволия, невежества и кровожадности. Сдержать распространение этих пороков можно было, считал Шамиль, только железной рукой, и он повелел карать смертью всех провинившихся в обмане, измене, разбое, грабеже, сопротивлении мюриду и пьянстве. Также он ввёл наказания за курение и нарушения шариата.
Итак, Шамиль стал имамом. В 40-е годы горцы достигли наибольших успехов в борьбе за независимость. У Шамиля появился замечательный военный специалист из Египта — Гаджи-Юсуф, который помог организовать постоянное войско, разбитое на десятки и сотни.
Год за годом Шамиль заменял неписаное право обычаев законами, основанными на шариате. Среди важнейших его деяний — отмена крепостного права. Кроме того, что он был прекрасным полководцем, он был и мудрым правителем и законодателем.
А русские направляли против Шамиля всё большие силы. В 1839 году имам еле спасся после трёхмесячной осады его резиденции — аула Ахульго.
В России торжествовали победу, но через восемь месяцев имам Шамиль вновь объявился во главе верных ему мюридов с союзником — Чечнёй. Против огромных русских корпусов Шамиль нашёл верную тактику: не биться лоб в лоб, а заманивать вглубь, в горы, загораживая дорогу завалами и обстреливая с гор.
К 1847 году имам Шамиль достиг пика своего могущества. Но сияние власти ослепило и его. Он объявил всем наибам, учёным, всем "почётным людям", что делает своего сына наследником духовной власти. И народ стал поговаривать, что Шамиль заботится только о себе, о своём возвышении, нисколько не думает о Боге, стремится лишь к богатству.
Весной 1855 года вернулся из России сын Шамиля Джамалуддин, который к тому времени уже успел так полюбить Россию, что его даже охватила тоска по "его второй родине". Шамиль с горечью выслушивал критические высказывания насчёт вооружения и военном устройстве горцев и восторженные — насчёт русского царя и его несметных богатствах. А после того, как Джамалуддин попросил отца примириться с Россией, родные и близкие стали чуждаться его, и 28 июня 1858 года Джамалуддин умер.
А между тем русские понемногу, ценой больших потерь и долгих неудач, научились использовать в горах свой огромный численный перевес, и Чечня была покорена. 26 августа 1859 года Шамиль решил прекратить борьбу, и вышел навстречу князю Барятинскому вместе с 60-ю мюридами, так как не надеялся, что его оставят в живых. Но русские ответили громовым приветственным "Ура!", и в роще Шамиля встретил сам князь Барятинский.
Горькое лекарство: Новороссия
Новороссийская этнокультурная общность еще находится в стадии становления, которому к тому же препятствует то обстоятельство, что территория Новороссии рассечена на части границами новых независимых государств. Эта ситуация способствует распространению среди населения Новороссии острой ностальгии по СССР. В таком деформированном виде пр ...
Второй съезд РСДР
Второй съезд РСДРП
[17(30) июля 10(23) авг. 1903, Брюссель — Лондон] принял Программу партии, состоящую из программы-минимум (совершение 6уржуазно-демократической революции для свержения самодержавия и установления демократической республики) и программы-максимум (осуществление социалистической революции, свержение капитализма). Впервы ...
Место тоталитаризма в российской истории ХХ века
XX век вошёл в отечественную историю как век социальных катаклизмов, крушения и возрождения российского государства. Внимание историков приковывают к себе две ключевые даты – 1917 и 1991 гг.
Первая дата связывается с крушением Российской империи и началом создания нового общественного строя, названного социалистическим, вторая – с расп ...