Отдельные мероприятия
Страница 1

История » Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II » Отдельные мероприятия

Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины особенно замечательны меры относительно народного образования и заботы о народной гигиене. Екатерина в своем Наказе первая заговорила о воспитательном значении образования и стала заботиться об учреждении воспитательных заведений. Для воспитания русского общества, Екатерина считала лучшим средством «произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей». Эта порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами стали: воспитательные дома в Москве (1763 г., при его учреждении помог своими вкладами Демидов, внук знаменитого заводчика в Туле) и Петербурге(1767г.), закрытые институты отдельно для девиц-дворянок и для девиц-горожанок (с 1764 г.) и кадетские корпуса. Кроме воспитательных заведений Екатерина заботилась также о распространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были быть созданы - Главные народные училища. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове предполагалось учредить университеты, но не хватило средств. Непосредственное участие в этом деле Екатерины и её помощника И.И. Бецкого заслуживает особой благодарности, хотя педагогическая система сейчас очень отличается от системы Бецкого.

Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при Екатерине попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763 г., и приказы общественного призрения должны были руководить медицинской частью в стране. Каждый город обязан был иметь врачей не только для города, но и для уезда, обязан был также устраивать госпитали и больницы, заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы, и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывались аптеки и фабрики хирургических инструментов.

Та же зависимость от западноевропейских идей сказывалась и в отношении Екатерины к русской торговле и промышленности. Она стремилась покровительствовать им: дала в 1785 году Жалованную грамоту городам, подтверждая этой грамотой права городского самоуправления; хотела лучше организовать кредит и учредила Государственный заемный банк с большим капиталом.

Но её экономическая политика отличалась существенно от политики предыдущих царствований. С Петра I в России над торговлей и промышленностью установилась система строго правительственного контроля, и деятельность торгово-промышленного класса была стеснена регламентацией. Екатерина сняла эти стеснения, уничтожила сами органы контроля, –Берг и –Мануфактур коллегии. Она содействовала развитию промышленности и торговли. При ней впервые были выпущены ассигнации, или бумажные деньги, что очень помогло торговле.

Екатерина II достигла весьма значительных результатов в деле просвещения и европеизации своих подданных. Сама Екатерина была весьма высокообразованным, по европейским меркам, человеком. Екатерина написала двенадцать томов произведений разных жанров. Много появилось писателей при Екатерине II. Самые известные – Державин, Фонвизин, Новиков. Державин писал оды, прославляя в них Бога, Екатерину, её полководцев, особенно знаменита его ода «Бог». Екатерина сумела привлечь на государственную службу Державина в качестве министра. Фонвизин написал две знаменитые комедии «Бригадир» и «Недоросль». В них он осмеял дворян, которые не хотели учиться. Новиков издавал много журналов. Под руководством Е. Р. Дашковой были проведены работы по созданию «Словаря Академии Российской», вышедшего в свет в шести частях в 1789 - 1794 гг. Это был первый толковый и нормативный словарь, заключавший в себя 40000 слов. Для работы над этим словарем были привлечены виднейшие ученые и писатели - Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. И. Лепехина, С. Я. Румовский, и др. «Словарь Академии Российской» сыграл громадную роль в установлении лексических норм русского литературного языка. Он был высоко оценен Пушкиным, который в 1836 г. приводил слова Карамзина « .мы зреем не веками, а десятилетиями». Было выпущено в Петербурге в 6 частях «Полное собрание сочинений М. В. Ломоносова». 21 октября 1783 г., по приказу Екатерины, была торжественно открыта Российская Академия, президентом была назначена Е. Р. Дашкова. С 1783 по 1796 гг. было избрано 78 действительных ее членов.

Страницы: 1 2

Последствия смуты
Смутное время завершилось большими территориальными потерями для Руси. Смоленские и Черниговские земли были утрачен на долгие десятилетия, а западную и большую часть восточной Карелии оккупировала Швеция. Практически всё православное население, как русские, так и карелы, ушло с этих территорий, не смирившись с национальным и религиозным ...

Глобализация как отличительная черта современного исторического процесса
Глобализация - одна из определяющих тенденций современного общественного развития. Она проявляется в том, что все возрастающий объем связей и систем, проблем и противоречий приобретает планетарный характер, как по своим масштабам, так и по значимости для судеб человечества, формируя целостность и усиливая взаимозависимость современного ...

Международное сотрудничество
Развитие многостороннего межрегионального и международного сотрудничества является одним из приоритетных направлений города Казани. В 2005 году в рамках подготовки и проведения празднования 1000-летия основания г.Казани проведены 9 международных конференций и симпозиумов, в том числе: Саммит местных властей; Семинар ООН-Хабитат; Генера ...

   
Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru