Возрождение, Реформация, Великие географические открытияСтраница 1
В социально-экономической и духовной жизни Западной Европы с XV в. произошел ряд изменений, знаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как Возрождение (Ренессанс). Новая эпоха осознавала себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, откуда и идет само название «Ренессанс», то есть Возрождение. В действительности ренессансная культура являлась синтезом античности и средневековой культуры.
Возрождение было подготовлено всем ходом общеевропейского развития. Но на него оказывали сильное влияние исторические и экономические региональные особенности. В XIV—XV вв. широкое развитие получили товарно-денежные отношения, появились элементы новой, капиталистической хозяйственной системы. Италия первой вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок. Богатый, процветающий итальянский город стал базой культуры Возрождения, светской по своей природе и общей направленности.
Перемены в умонастроениях общества были связаны, прежде всего, с процессом секуляризации — освобождения от влияния религии и церковных институтов культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретала не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство. Вначале этот процесс протекал очень медленно и в разных странах по-разному.
Идеологией Возрождения стал гуманизм, означавший на первых порах комплекс знаний о человеке, его месте в природе и обществе. В последующие века содержание «гуманизма» значительно расширилось, усложнилось. Рождение гуманизма произошло раньше всего в Италии — Флоренции, Неаполе, Риме, где возникли кружки гуманистов, а затем оно распространилось по всей Европе. Виднейшими представителями гуманизма были Леон Альберти (1404-1472), Леонардо Боуни (1370-1444), Джованно пико делла Мирандола (1463—1494), Эразм Роттердамский (1469-1539), Иоганн Рейхлин (1455-1522).
Развитие гуманистических идей в Италии, усилившееся в первые десятилетия XVI в. благодаря книгопечатанию, прервала католическая церковь, отношение которой к ренессансной культуре в этот период резко изменилось. Если вначале римско-католическая церковь покровительствовала новому искусству и не препятствовала гуманистическому движению, то с середины XVT в. она выступала как ярый враг и душитель культуры Возрождения. Столь резкий поворот в позиции церкви был неизбежен, поскольку новая идеология и культура во многом противоречили принципам религиозно-теологического мировоззрения, церковной идеологии и культуре.
Главным в гуманистическом мировоззрении стало признание высокого достоинства человеческой личности и ее творческих способностей. Гуманистическая идея активной жизнедеятельности человека противоречила проповедуемым идеям пассивности и терпеливого ожидания милости Божьей. Знание как основа творчества провозглашалось гуманистами главной целью человеческого бытия. Система церковных добродетелей во главе с верой уступила место добродетелям разума — знанию, мудрости, благоразумию.
Гуманизм решительно порвал с аскетической этикой католицизма. Идее пренебрежения плотью во имя свободы религиозного духа противопоставлялись теории гармонии тела и души, чувств и разума во имя совершенства человеческой природы, ради высшего проявления творческих способностей человека. Формировалась мораль, оправдывавшая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха считался высокий престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Все гуманисты признавали высокую нравственную роль труда, ценили творческую, созидательную роль человека. Именно в труде, деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели они основу ее благородства и достоинства. Гуманисты, желая того или нет, являлись последовательными критиками господствовавших в то время сословных, т.е. феодальных, взглядов на многие этические категории и нормы.
Новым было и решение гуманистами проблемы, богатства и накопительства. Они оправдывали накопительство. По их мнению, богатство приносит пользу обществу и служит основой достойной жизни его членов. В отличие от средневековой традиции они не считали бедность атрибутом нравственной жизни. Но безусловному осуждению подлежали ростовщичество, страсть к стяжательству, неумеренное расточительство. Роскошной жизни паразитирующего дворянства противопоставлялись бережливость, честные методы накопительства, щедрые траты на образование, меценатство. Таким образом, большинство гуманистов стояло на антифеодальных позициях. Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.
Победа вооруженного восстания в Петрограде
Временное правительство решило вырвать инициативу из рук большевиков и нанести удар по силам революции. Свое наступление контрреволюция начала 24 октября в 6 часов утра попыткой разгромить центральный орган большевистской партии — газету «Рабочий путь», выходившую вместо «Правды». Но большевики при помощи революционных солдат отстояли с ...
Аграрная реформа 1861 г. и развитие сельского хозяйства
Становление капиталистической экономики в России началось после отмены крепостного права. Крымская война (1853—1856), на ведение которой было израсходовано 528 млн. руб., показала, что основным тормозом экономического и социально-политического развития является крепостное право.
19 февраля 1861 г. Александром II было подписано «Положен ...
Государство должно быть движущей силой, благотворной для экономики
Так любил говорить император. 50-60-е гг. во Франции стали временем завершения промышленного переворота.
В июне 1855 в Париже открылась Всемирная промышленная выставка, продемонстрировавшая новейшие достижения техники. С 1850 по 1879 г. протяженность железнодорожной сети увеличилась в шесть раз.
Строились фабрики, все больше использов ...
