Введение
Страница 1

История » Захар Федорович Леонтьевский - выдающийся российский синолог » Введение

История русско-китайских отношений в настоящее время привлекает внимание историков и политических деятелей. Связано это с тем, что Китай активно приходит на мировую арену. Это одно из государств, которое сделало скачок в экономическом развитии, сохраняя старый политический уклад. И одним из направлений в изучении Китая, является исследования истории русско-китайских связей. Особую роль в этом играли русские духовные миссии. Изучению их деятельности посвящено большое количество литературы. Из специальных работ нам стало известно, что началом китайско-русских духовных взаимоотношений можно назвать первую половину ХVII в. а первая духовная миссия прибыла в Пекин в 1715 году. В неё входили архимандрит, священник, дьякон и семеро иноков. Всего с 1715 по 1954 годы было 20 подобных миссий. Но темой нашего изучения является не анализ их деятельности, а исследование жизни нашего земляка участника одной из Пекинских миссий Захара Федоровича Леонтьевского.

При работе над этой темой были поставлены определенные задачи:

1. Определение исторической базы для возникновения духовных миссий

2. Выявить место ярославского миссионера в истории Пекинской духовной миссии и его роль в развитии китаеведения.

3. Поиск документов и фактов, связанных с жизнью З.Ф.Леонтьевского в Ярославле.

К сожалению, по этой проблеме существует очень мало источников. Леонтьевскому посвящена биографическая справка в энциклопедическом словаре. Там указаны его основные труды: перевод на китайский "Оды" Г.Р.Державина и "Истории государства российского" Н.М.Карамзина в трех томах. В более раннем словаре Брокгауза и Эфрона в 34 томе приведены факты, что Захар Федорович окончил курс в главном Петербургском педагогическом институте и в 1822-1832 гг. служил в Пекине при духовной миссии, причем изучал китайский и маньчжурский языки. Даются и новые факты о его научных трудах: Китайско-маньчжурско-русском словаре "лексиконе", нескольких статьях в "Энциклопедическом лексиконе" А.А.Плюшара. В изучении этой темы очень помогли публикации в газете "Ярославские губернские ведомости". Так в газете 1872 года в №3 мы находим статью Аполлона Соколова "Ярославцы жившие в Китае или Ярославские синологи". Продолжение этой довольно крупной публикации нами обнаружено в следующем номере (№4) неофициальной части газеты.

Аполлон Соколов упоминает и уроженцев Ярославского края побывавших за границей: Василий Знаменский, Савва Богородский, Никита Крылов - побывали в Германии, Евгений Панов - в Англии, Иоанн Вознесенский - в Дании, Павел Радонежский - в Италии. Но особый интерес для нас имеет рассказ о ярославских синологах (китаеведах). Здесь даются и данные о происхождение этого термина. Оказалось, что сами китайцы называли своё государство "Чжунь-го"; что означало "срединное государство", но европейские путешественники стали называть его по области Китая, куда впервые попали, а затем это название распространилось на всё государство. В Западной Европе это государство известно под названием Хина и Сина, поэтому и сами китаеведы стали называться хинезитами или синологами.

На эту статью ссылаются кандидат исторических наук, преподаватель ЯГУ им. Демидова Марасанова В.М., данные из этой статьи приводит в диссертации на степень кандидата наук С.А.Шубина. Ее работа "Русская Православная Миссия в Китае (ХVII - начало XX вв.)" содержит огромный фактический материал, упоминается в ней и о нашем земляке, но эти данные посвящены его пребыванию в Китае и Петербурге.

Кроме источников, касающихся непосредственно синолога Леонтьевского для подготовки работы, были использованы статьи и монографии, способствующие более глубокому изучению исторического аспекта проблемы. К таким источникам относятся сочинение И.М.Звоникова "Исторические записки о Ярославской гимназии" 1881г. именно в этой гимназии учился будущий синолог. Статья А.Крушинского "Миссия в Пекине. (Зауральские птенцы гнезда Петрова)", интересна для нас тем, что достаточно ярко описывает не только начальный этап русско-китайских отношений, но и подробно рассказывает о руководителе десятой миссии отце Иакинфе, который играл важную роль в китаеведении и сыграл большую роль в жизни З.Ф. Леонтьевского.

Страницы: 1 2

Начало смуты. Лжедмитрий I
На рубеже XVI–XVII вв. Русское государство переживало структурный кризис, необычайный по глубине и масштабу, охвативший все сферы жизни. Это, прежде всего, экономический кризис, связанный с последствиями Ливонской войны и внутренней политикой Ивана IV. Экономический кризис способствовал усилению крепостничества и вызывал социальную нап ...

Эволюция восточнославянской государственности в XI–XII вв.
К началу XI в. государство Киевская Русь насчитывало уже 2 столетия своего существования. Оно прошло путь от одного из союзов славянских племен к большой феодальной державе с разноплеменным населением, в котором преобладали восточнославянские племена (вошедшие к тому времени полностью). Общая территория всей державы была огромна. Ее пер ...

Альпийский поход (1799 год)
Вторая половина XVIII века стала, по словам известного военного историка генерал-майора ВА. Золотарева, «подлинным ренессансом отечественного военного искусства». В своей книге «Генералиссимус А. В. Суворов: вершины славы» он пишет об этом времени так: «Одержанные военные победы способствовали превращению России в реальный и мощный факт ...

   
Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru