Предмет и основные понятия теории и истории кооперативного движения. Что такое кооперация?
Страница 1

История » Кооперативное движение в России » Предмет и основные понятия теории и истории кооперативного движения. Что такое кооперация?

Когда в наши дни говорят о деревне, то чаще всего возлагают все надежды на кооперацию. Само слово - "кооперация" стало одном из самых ходовых слов в нашем обиходе. Его произносят на собраниях, съездах, конференциях, в любом газетном листе можно это слово встретить десятки раз.

В своей статье В. Ленин писал: "Кооперация делается одной из основ нашей экономической политики".

Историю кооперации можно начать со средины XIX века. В начале XIX века в Англии появился человек по имени Роберт Оуэн, который был промышленным деятелем и постоянно наблюдал жизнь трудового люда, часто раздумывал над тем, каким бы образом модно было облегчить его тяжелую долю.

Его возвышенное учение о новых началах жизни весьма скоро приобрело в Англии многих сторонников, но попытка осуществить проповедываемые основы в жизни, не увенчались успехом. Однако идеи Роберта Оуэна получили в Англии широкое распространение и через несколько десятилетий в 40-х годах XIX века, группа рабочих ткачей, считавших себя последователями Оуэна, основали первый кооператив, который послужил образцом для других и положил начало осуществлению в жизни заветов великого учителя.

В России еще в 60-х годах XIX века, тот час же по освобождению крестьян, были впервые сделаны попытки насаждения потребительских кооперативов, но они учреждались в городах, среди рабочего населения и мелкого чиновничества. Так в 1878 году в Харькове существовала большая потребительская лавка, которая имела связи с кооперативами западной Европы, и в ней продавалось английское кооперативное сукно. Но с течением времени, когда волна широкого общественного подъема спала, о потребительской кооперации стали забывать и только с 1897 года, когда был выпущен первый нормальный устав потребительской кооперации, начинается его новое развитие. Однако до войны потребительская кооперация росла медленно и только во время революции она стала быстро развиваться и приобретать исключительную мощность.

Основанный ткачами захолустного города Рочдалл, кооператив был не первым потребительским обществом. История знает не одну попытку устроить на благо людей общественную продажу продуктов первой необходимости. Однако, все такие начинания скоро терпели неудачу и погибали благодаря неудачному устройству самого дела. И только простым рочдальским ткачам, долго думавшим о способах улучшения жизни трудящихся, удалось найти такие основания, которые позволили бы делу не погибнуть и развиваться. Поэтому рочдальских ткачей с полной справедливостью называют основателями потребительской кооперации и основателями великого, кооперативного движения.

Почему только рочдальцам удалось впервые наладить дело потребительской кооперации?

Самый простой способ производить совместные покупки, когда несколько знакомых друг другу семей устраивают складчину и на собранные деньги покупают на фабрике товар и разделяют его согласно заказу. Люди складывались, образовывали небольшой оборотный капитал, выбирали из своей среды доверенного человека, которому и поручали открыть небольшую лавку, из которой они могли бы получать совместно ими закупаемые товары. Такое товарищество, содержащее на общие средства лавку для нужных им товаров, и получило название потребительского кооператива.

Задачи общества как бы достигались, товар получался потребителям доброкачественный и много дешевле, чем в частной торговле. Однако такие общества весьма скоро погибали, самым большим при продаже товара по себестоимости было, что кооператив никак не мог увеличить свой капитал. Оборотные средства, составленные на скудных паевых взносах, всегда были незначительными, экономическая сила - ничтожна, не имея часто денег в ту минуту, когда представлялся удобный случай купить дешевый и хороший товар. При малейших убытках его капитал разрушался и кооператив погибал.

Чтобы избежать всех неблагоприятных последствий, рочдальские ткачи постановили продавать товары в своей общественной лавке не по себестоимости, а по тем самым рыночным ценам, по которым торгуют окрестные торговцы. Получаемые им от этих цен барыши значительно увеличивали экономическую мощь и пополняли скудные оборотные средства, укрепляя жизнеспособность кооперативного союза. Этот принцип продажи товаров членам общества по рыночным ценам признается одной из главнейших основ потребительской кооперации.

Барыши, полученные с потребителя, благодаря торговле по рыночным ценам, в конце года возвращаются назад потребителю. А эта сумма в скромных приходах рабочего, крестьянина, служащего имеет большое значение. Вот почему возврат полученных барышей потребителем, каждому сообразно величине его забора товаров почитается за второе великое основание потребительской кооперации.

Однако, если мы познакомимся с жизнью русской потребительской кооперации, то увидим, что в самых лучших обществах потребителей, обычно далеко не всю прибыль раздают по рукам покупателем. Прежде всего, значительные деньги остаются на расширение и укрепление дела, зачисляя их в основной капитал.

Страницы: 1 2 3

Созыв Венского конгресса. Заключительный акт. Создание Священного союза.
Вскоре после победы над Наполеоном представители всех европейских держав (за исключением Турции) собрались в столице Австрии для решения вопросов, связанных с восстановлением в Европе феодальных порядков и легитимных (законных) династий, свергнутых в ходе наполеоновских войн. Венский конгресс открылся в сентябре 1814г. Поскольку в мае 1 ...

Законодательство Российской Федерации о принципах создания и деятельности потребительского общества
Возрождение потребительской кооперации - это ее восстановление, подъем после частичного разрушения и некоторого упадка. Однако в советское время вопрос о возрождении кооперации был лишь поставлен, но не решен. Проблемы возрождения кооперации не исчезла, а перекочевала после 1991 года в новую эпоху. Важное значение для возрождения потре ...

Реформация во Франции.
В 20-е годы 16 в во Фр. Начали распространяться реформации-онные идеи. Фр. Реф. Делится на три периода. Первый (20-30 г. 16 в) был связан с умеренными распространением лютеранства К 20 г. относиться первое выступление богословского факультета Парижского университета – Сорбонны – против ериси. Второй период (1534- 1559) характеризовался ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru