Промышленность, торговля, финансыСтраница 1
Реформы 60—70-х гг. XIX в. дали мощный толчок развитию промышленного производства. Важным показателем этого процесса стало увеличение удельного веса городского населения и изменение его сословно-классовой структуры. С 1863 по 1897 г. городское население выросло в 2,5 раза — с 6 млн. до 17 млн. человек, в то время как все население страны — лишь в 1,5 раза. Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5%. По официальной статистике, городское население состояло из крупной буржуазии, помещиков и высших чиновников — 11%, ремесленников и лавочников — 24%, «рабочего люда» — 52%.
К 1880-м гг. во всех отраслях экономики завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте машинное производство вытеснило ручную технику. Водяное колесо и мускульная сила человека были заменены паровым двигателем. В России промышленный переворот прошел две стадии. В 1830—1840-х гг. он в основном завершился в хлопчатобумажной промышленности, а в 1870- 1880-х гг. - на железнодорожном транспорте и в тяжелой промышленности.
В пореформенную эпоху огромную роль в развитии экономики играло железнодорожное строительство. К 1861 г. в стране насчитывалось менее 2 тыс. км железных дорог. Последовавшее за тем бурное железнодорожное строительство позволило к началу 1880-х годов иметь более 22 тыс. км путей. Создание развитой железнодорожной сети существенно расширило внутренний рынок, о чем свидетельствовал рост грузооборота — с 439 млн. пудов в 1868 г. до 11 072 млн. пудов в 1904 г., т.е. объем перевозок вырос в 25 раз. Строительство железных дорог являлось не только показателем экономического роста, но и его стимулятором. Оно способствовало развитию добывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Развитие железнодорожного транспорта ускорило подъем сельского хозяйства, так как улучшало возможности сбыта и обращения товаров. Все это создавало условия для окончательного складывания всероссийского рынка и дальнейшего развития капиталистических отношений.
Одним из главных итогов масштабного железнодорожного строительства стало энергичное развитие экономики. За 1860—1891 гг. в России добыча угля возросла в 21 раз, производство чугуна — в три раза, железа и стали — в 4,7 раза, а нефти -в 476 раз. Черная металлургия и угледобывающая промышленность превратились в основные отрасли тяжелой промышленности. Во второй половине 1890-х гг. были построены новые машиностроительные заводы. К концу XIX в. в России, например, работало семь паровозостроительных заводов с ежегодной производительностью 1200 паровозов. Это были достаточно крупные производства. Для сравнения: Франция выпускала ежегодно 500, а Германия — 144 паровозов. Производство вагонов приблизилось к объему выпуска германских заводов, которые изготовляли около 30 тыс. товарных и 6 тыс. пассажирских вагонов.
Высокие темпы роста отраслей тяжелой промышленности не могли не отразиться на отраслевой структуре хозяйства и территориальном размещении промышленности. Появились новые виды производства, такие, как нефтяная, нефтеперерабатывающая, машиностроение. Быстрое освоение новых территорий затронуло размещение топливной и металлургической промышленности. К старым индустриальным районам — Центральному, Петербургскому, Уральскому — прибавились новые: южный угольно-металлургический — Донбасс и Кривой Рог, Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры — Баку, Харьков, Юзовка, Горловка. Ведущая роль в добыче угля и производстве чугуна перешла от Урала к предприятиям Юга России.
Однако не все районы страны развивались равномерно. На северо-западе (в Петербурге, Прибалтике), в Центральном промышленном районе, на юге Украины и в Закавказье успехи были заметны. На Урале темпы развития оказались более низкими, а территории Сибири и Средней Азии оставались почти неосвоенными в промышленном отношении. Некоторые районы сохраняли аграрный характер. Они поставляли городам хлеб и сельскохозяйственное сырье и являлись потребителями промышленных изделий. Неравномерность размещения промышленности по территории — одна из особенностей развития капитализма в России.
Экономические изменения в сельском хозяйстве и промышленности не могли не сказаться на внутренней и внешней торговле. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота с 2,4 млрд. руб. в 1873 г. до 11-12 млрд. руб. в 1900 г. Менялись организационные формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых районах. В крупных городах создавались торговые компании с развитой сетью магазинов и складов. Сформировались товарные биржи, имевшие, как правило, специализированный характер: хлебные, лесные, мануфактурные и т.п.
Эволюция «цивилизации» скифов
Более трех тысяч лет назад на безбрежных просторах от Северного Причерноморья на западе до Алтая и Монголии на востоке, охватывая значительную часть Южной Сибири и Центральной Азии, начал формироваться чрезвычайно оригинальный тип кочевого хозяйства, пришедший на смену скотоводческо-земледельческому оседлому быту. Эти важные перемены бы ...
Великая французкая революция
Казалось, что открытие заседаний Генеральных штатов (5 мая 1789), сопровождавшееся торжественными церемониями, прошло удачно. Тем не менее, решение голосовать по сословиям давало преимущество дворянству и духовенству, поэтому третье сословие отклонило его, настаивая на проведении совместных заседаний всех сословий и голосовании всех деп ...
Альпийский поход (1799 год)
Вторая половина XVIII века стала, по словам известного военного историка генерал-майора ВА. Золотарева, «подлинным ренессансом отечественного военного искусства». В своей книге «Генералиссимус А. В. Суворов: вершины славы» он пишет об этом времени так: «Одержанные военные победы способствовали превращению России в реальный и мощный факт ...
