Промышленность, торговля, финансы
Страница 1

История » Экономика России во второй половине XIX » Промышленность, торговля, финансы

Реформы 60—70-х гг. XIX в. дали мощный толчок развитию промышленного производства. Важным показателем этого процесса стало увеличение удельного веса городского населения и изменение его сословно-классовой структуры. С 1863 по 1897 г. городское население выросло в 2,5 раза — с 6 млн. до 17 млн. человек, в то время как все население страны — лишь в 1,5 раза. Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5%. По официальной статистике, городское население состояло из крупной буржуазии, помещиков и высших чиновников — 11%, ремесленников и лавочников — 24%, «рабочего люда» — 52%.

К 1880-м гг. во всех отраслях экономики завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте машинное производство вытеснило ручную технику. Водяное колесо и мускульная сила человека были заменены паровым двигателем. В России промышленный переворот прошел две стадии. В 1830—1840-х гг. он в основном завершился в хлопчатобумажной промышленности, а в 1870- 1880-х гг. - на железнодорожном транспорте и в тяжелой промышленности.

В пореформенную эпоху огромную роль в развитии экономи­ки играло железнодорожное строительство. К 1861 г. в стране насчитывалось менее 2 тыс. км железных дорог. Последовавшее за тем бурное железнодорожное строительство позволило к началу 1880-х годов иметь более 22 тыс. км путей. Создание развитой железнодорожной сети существенно расширило внутренний рынок, о чем свидетельствовал рост грузооборота — с 439 млн. пудов в 1868 г. до 11 072 млн. пудов в 1904 г., т.е. объем перевозок вырос в 25 раз. Строительство железных дорог являлось не только показателем экономического роста, но и его стимулятором. Оно способствовало развитию добывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Развитие железнодорожного транспорта ускорило подъем сельского хозяйства, так как улучшало возможности сбыта и обращения товаров. Все это создавало условия для окончательного складывания всероссийского рынка и дальнейшего развития капиталистических отношений.

Одним из главных итогов масштабного железнодорожного строительства стало энергичное развитие экономики. За 1860—1891 гг. в России добыча угля возросла в 21 раз, производство чугуна — в три раза, железа и стали — в 4,7 раза, а нефти -в 476 раз. Черная металлургия и угледобывающая промышленность превратились в основные отрасли тяжелой промышленности. Во второй половине 1890-х гг. были построены новые машиностроительные заводы. К концу XIX в. в России, например, работало семь паровозостроительных заводов с ежегодной производительностью 1200 паровозов. Это были достаточно крупные производства. Для сравнения: Франция выпускала ежегодно 500, а Германия — 144 паровозов. Производство вагонов приблизилось к объему выпуска германских заводов, которые изготовляли около 30 тыс. товарных и 6 тыс. пассажирских вагонов.

Высокие темпы роста отраслей тяжелой промышленности не могли не отразиться на отраслевой структуре хозяйства и территориальном размещении промышленности. Появились новые виды производства, такие, как нефтяная, нефтеперерабатывающая, машиностроение. Быстрое освоение новых территорий затронуло размещение топливной и металлургической промышленности. К старым индустриальным районам — Центральному, Петербургскому, Уральскому — прибавились новые: южный угольно-металлургический — Донбасс и Кривой Рог, Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры — Баку, Харьков, Юзовка, Горловка. Ведущая роль в добыче угля и производстве чугуна перешла от Урала к предприятиям Юга России.

Однако не все районы страны развивались равномерно. На северо-западе (в Петербурге, Прибалтике), в Центральном промышленном районе, на юге Украины и в Закавказье успехи были заметны. На Урале темпы развития оказались более низкими, а территории Сибири и Средней Азии оставались почти неосвоенными в промышленном отношении. Некоторые районы сохраняли аграрный характер. Они поставляли городам хлеб и сельскохозяйственное сырье и являлись потребителями промышленных изде­лий. Неравномерность размещения промышленности по территории — одна из особенностей развития капитализма в России.

Экономические изменения в сельском хозяйстве и промышленности не могли не сказаться на внутренней и внешней торговле. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота с 2,4 млрд. руб. в 1873 г. до 11-12 млрд. руб. в 1900 г. Менялись организационные формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых районах. В крупных городах создавались торговые компании с развитой сетью магазинов и складов. Сформировались товарные биржи, имевшие, как правило, специализированный характер: хлебные, лесные, мануфактурные и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Начало смуты. Лжедмитрий I
На рубеже XVI–XVII вв. Русское государство переживало структурный кризис, необычайный по глубине и масштабу, охвативший все сферы жизни. Это, прежде всего, экономический кризис, связанный с последствиями Ливонской войны и внутренней политикой Ивана IV. Экономический кризис способствовал усилению крепостничества и вызывал социальную нап ...

Биографическая справка
Великий русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812 г.). С 1761 г. командир роты Астраханского пехотного полка, с 1762 г. адъютант Ревельского генерал-губернатора. В 1764-1765 гг. командовал отдельными отрядами. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. отличился в сражениях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. За храбрость, проявленную ...

Правление Ивана Грозного. Начало самостоятельного правления Ивана IV
Василий III велел боярам «беречь» сына до 15 лет, после чего должно было начаться его самостоятельное правление. 15 лет - пора совершеннолетия в жизни людей XVI столетия. В этом возрасте дворянские дети поступали на военную службу, а дети знати получали низшие придворные должности. Василий III возлагал надежды на то, что опекуны приобща ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru