Ленинское понимание революционной психологии
Страница 3

История » Деятельность партии эсеров в Новониколаевске » Ленинское понимание революционной психологии

Вот пример ленинского понимания социально-психологической динамики: “На сторону революции, — пишет он в статье “Перед бурей” в 1906 г., — становится все большая часть рабочих, крестьян, солдат, вчера еще бывших равнодушными или черносотенными. Одна за другой разрушаются те иллюзии, один за другим падают те предрассудки, которые делали русский народ доверчивым, терпеливым, простодушным, покорным, всевыносящим и всепрощающим”. “Рабочая партия, — пояснял Ленин в том же году, — все надежды возлагает на массу, но на массу не запуганную, не пассивно подчиняющуюся, не покорно несущую ярмо, а массу сознательную, требовательную, борющуюся”. [9]

Эти примеры очень важны для понимания Ленина: он вовсе не слепой поклонник настроений, как и не слепой поклонник масс вообще. Он говорил о партии коммунистов: “…мы — партия, ведущая массы к социализму, а вовсе не идущая за всяким поворотом настроения или упадком настроения масс. Все с.-д. партии переживали временами апатию масс или увлечение их какой-нибудь ошибкой, какой-нибудь модой (шовинизмом, антисемитизмом, анархизмом, буланжизмом и т.п.), но никогда выдержанные революционные с.-д. не поддаются любому повороту настроения масс”.

Ленин учил использовать психологию масс для самой радикальной ломки прежних общественных отношений и порядков. Но он учил одновременно и ломке в психологии всего того, что тормозило стремительный ход истории. Так, например, у крестьян как класса, показывал Ленин, налицо особая психология: крестьяне труженики и собственники; крестьяне трезвые деловые люди, люди практической жизни. Психику этой массы, как и всякой иной, надо уметь привлечь, завоевать, переделать. Не сметь командовать! — предупреждал Ленин в отношении крестьянства.

Как подлинный тонкий психолог, Ленин знал с практической стороны многие специфические особенности общественной психологии. Он писал о “массовой заразительности мятежнических действий”. Писал он и о том, что “агитация необходима всегда и во время голода в особенности”.

Но если ленинская наука революции помогает науке о социальной психологии охватить взором многие из ее жизненных задач и возможностей, дальнейший путь состоит не в механическом перенесении ленинских наблюдений в новые исторические условия. Ленин отнюдь не был профессиональным психологом и, соответственно, задача этой главы — лишь показать, как может обогатить познания в истории интерес к психологии, познание психологии.

Страницы: 1 2 3 

Героическая оборона Севастополя
Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854 г. и продолжалась 349 дней. Организатором обороны стал адмирал В.А. Корнилов. Ближайшими помощниками Корнилова были адмирал П.С. Нахимов, контр-адмирал В. И. Истомин и военный инженер полковник Э.Л. Тотлебен. Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши. Поэтому пришл ...

Октябрьское вооруженное восстание. Ленинский план вооруженного восстания
Осенью 1917 г. в России сложились все условия для победоносного вооруженного восстания. В.И. Ленин своевременно указал партии на необходимость ускорить подготовку восстания. В августе он покинул шалаш у станции Разлив и перебрался в Гельсингфорс, а в середине сентября — в Выборг, откуда продолжал руководить деятельностью партии, подгото ...

Восьмой съезд РКП(б)
«Важное значение для организации победы над врагом, для дальнейшего хода социалистического строительства имели решения Восьмого съезда РКП(6)(март 1919 г., Москва), который принял вторую Программу партии - Программу построения социализма, разработанную под руководством Ленина. Эта Программа была рассчитана на весь переходный период от к ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru