Образование государства у восточных славян
Страница 1

История » Восточные славяне » Образование государства у восточных славян

Раннефеодальное государство-первая наиболее примитивная форма государства у восточных славян. Социальной базой его возникновения был процесс классообразования в результате разложения первобытнообщинного строя. Оно возникло как племенное объединение, в котором власть князя не располагала сначала сильным административным или военным аппаратом. В течение некоторого времени в раннефеодальном государстве сохранялись пережитки родового строя — элементы военной демократии, вече и кровнородовая месть.

Образование государства у восточных славян связано с ростом производительных сил, выразившимся в дальнейшем распространении и совершенствовании земледелия. Рост земледелия дал возможность накапливать излишки продуктов.

Выделившаяся в VIII—IX вв. родоплеменная знать обладала значительными имущественными привилегиями. Кроме того, в ее руках находилась передаваемая по наследству власть. Отдельные союзы племен все чаще упоминаются как княжества. Князь, обладая вооруженными отрядами (дружинами), стремился подчинить себе всех жителей своего и соседних княжеств, обложить их данью. В этом он находил полную поддержку родоплеменной знати. Знать постепенно наступала на землю общины, отбирая у ее членов наиболее удобные, плодородные земли.

Для подавления сопротивления земледельцев использовались дружина во главе с князем и складывавшийся административный аппарат. Захваченная у общинников земля становилась собственностью князя, дружинников, племенной знати. Бывшие свободные общинники, а также пленные вынуждены работать на этих землях, или получали участки этой земли в личное пользование. За пользование землей общинники-смерды должны были отдавать владельцу земли (феодалу) часть урожая (натурой).

Труд смерда, заинтересованного в результатах своего труда, более производителен, чем труд раба. Смерд стремился также к совершенствованию орудий труда, а это способствовало росту производительных сил.

Важное значение приобретала охрана имущества, земель и власти феодалов от возможных выступлений экономически притесняемых смердов и от внешних врагов. Феодал нуждался в вооруженной защите своих экономических и социальных привилегий, поэтому он признавал свою зависимость от сильного князя, который должен был оградить его интересы от посягательства смердов и внешних нападений. Так постепенно возникал специальный аппарат, главной целью которого было подавление эксплуатируемых масс, обеспечение неприкосновенности богатств и власти феодалов.[6]

Если в начале процесса образования государства землевладельцы только экономически зависели от феодалов, то со временем последние стремились сделать крестьянина лично зависимым и в конечном счете превратили его в крепостного.

Образование древнерусского государства представляло собой объективное завершение процесса складывания феодальных отношений и господствующего класса этого общества.

Во второй половине IX — начале X в. новгородский князь Олег объединил под своей властью Новгород, Киев, радимичей и ряд других славянских племенных союзов и стал называться великим киевским князем. Объединенные им племена обязаны были платить ему дань и поставлять воинов в его дружину.

Созданное таким образом раннефеодальное государство, державшееся на военной силе великого киевского князя, называлось Киевской Русью и существовало с IX по XII в., представляя собой первое крупное государственное объединение славян периода становления феодализма.

Феодальный характер древнерусского государства Киевская Русь был совершенно очевиден. Объединение в государство произошло вокруг племени полян, которое экономически было самым сильным. Земледельческая техника славян состояла из новых, более производительных орудий труда (плуга с лемехом и др.), система земледелия не ограничивалась подсекой и перелогом, а уже утверждалось двуполье. Именно у полян употреблялись самые разнообразные сельскохозяйственные культуры (пшеница, рожь, ячмень, бобовые), впоследствии распространившиеся на север.

Земледельцы, занятые сельскохозяйственным трудом, назывались смердами. Это был основной класс феодального общества, производящий материальные блага. Другим классом феодального общества были феодалы. Оба эти класса были неоднородны по своему составу.

Смерды делились на свободных смердов-общинников, которые жили на еще не захваченных феодалами землях. Их зависимость от феодального государства и великого князя проявлялась только в уплате дани. Они были тем источником, из которого феодалы черпали пополнение категории зависимых смердов.

Зависимые смерды делились, в свою очередь, на такие категории, как закупы, которые попадали в зависимость, взяв купу (долг), рядовичей, ставших зависимыми в результате заключения ряда (договора); изгоев — выходцев из общин; пущенников — вольноотпущенных рабов. Особую категорию составляли холопы, находившиеся на положении рабов.

Хозяйство смердов было натуральным. В виде дани феодалу они поставляли не только сельскохозяйственные продукты, но и продукты кустарных промыслов (обработки льна, кожи, дерева).

Страницы: 1 2

Из истории болезни: этапы формирования политического пространства современной Украины
Формирование современной государственной территории Украины происходило в рамках Российской империи — СССР и включало в себя ряд этапов. Первый (конец XVI — конец XVII вв.) характеризуется вычленением из состава Речи Посполитой территории Малороссии (Среднего Приднепровья) и началом колонизации Слобожанщины (Восточной Украины), в которо ...

Язык
Карачаево-балкарский язык, один из тюркских языков относится к кыпчакской группе. Современное название стало общепринятым с 50-х годов 20 века, ранее он назывался горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским. Используется двумя народами– карачаевцами и балкарцами. Распространен в основном в Кабардино-Балкарской Республике и ...

Христианство и римская империя
Первоначально христианство было исключительно палестинским явлением. Эта область, оккупированная римлянами в 63 году до н. э., представляла собой бурлящий котел, переполненный разнообразными религиозными исканиями и жаждой независимости. Само иудейское общество было расколото на несколько довольно больших групп, которых разделяли как ре ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru