Общественный строй восточных славян

История » Восточные славяне » Общественный строй восточных славян

Родовая община продолжала еще играть определенную роль. Родовая знать, т. е. старейшины, жрецы, военачальники-князья, являлись выборными. Большую роль играла языческая религия, которая отражала отношение славян к стихийным силам природы. Отсюда — культ бога неба и огня Сварога и его сыновей Сварожичей, бога грозы Перуна, жертвоприношения, обряды похорон и т. п.

В VI в. анты совершили несколько походов на Византию. Факты многолетних походов, совершенных многочисленными дружинами, позволяют говорить о довольно высоком уровне военной организации и высоком уровне развития производительных сил у восточных славян. Власть в дружинах основывалась на подчинении воинов военачальнику — князю. Военные походы славян заканчивались победами над одряхлевшей рабовладельческой Византией. Успехи славян в войнах с Византией способствовали падению в последней рабовладельческого строя.

В IV в. н. э. восточные славяне вступили в стадию разложения родовых отношений.

Появление излишков продуктов труда, развитие обмена между различными племенами привело к возникновению имущественного неравенства у восточнославянских племен, к появлению частной собственности. Распад патриархальной общины на семьи и накопление собственности в руках отдельных семей явились предпосылками возникновения социальных групп внутри родового строя.

Однако у славян рабовладение, сопутствующее этим изменениям, не стало основным способом производства. Славяне, так же как и некоторые другие народы Центральной Европы и Азии (германцы, монголо-татары), миновали в своем развитии рабовладельческую стадию.

Рабовладельческий способ производства в Европе уже изжил себя. Рабский труд стал непроизводительным, не стимулирующим дальнейший прогресс общества.

У земледельческих восточнославянских племен рано сложившаяся общинная собственность на землю определяла все отношения между членами общины. Родовая община превращалась в соседскую, территориальную (мир, вервь), основой которой являлись поземельные отношения.

Процесс разложения родового строя у славян совпал с разложением рабовладельческого строя в южной Европе. Столкновение с рабовладельческим строем во время войн с Византией привело к тому, что славяне пошли по более прогрессивному пути исторического развития — пути становления феодальных отношений.

Известны значительные объединения славян этого периода во главе с князьями. Легендарный Бож, Кий (основатель Киева) и его братья Щек и Хорив упоминаются в источниках того времени. В арабских источниках VIII в. упоминаются и славянские княжества, такие, как Куявия (вокруг Киева), Славия, Артания. Возникали новые отношения, предпосылки для объединения, новые черты внутри родовой организации славян.[5]

Общая характеристика древнерусского ремесла
В Древней Руси в X в. существовало ремесло с довольно высокой технологией производства и значительной дифференциацией по отраслям. Развита черная металлургия на основе сыродутного процесса производства железа из болотных руд. Металлурги, живущие в сельских местностях, поставляют в города достаточное количество железа высокого качества. ...

Казахская политическая пресса.
Полицейский террор, на­чавшийся в 1908 г. не смог полностью ликвидировать освобо­дительное движение казахов. Однако теперь оно развивалось в основном по линии поли­тической прессы. Так, в 1911 г. были созданы сразу два печатных органа. В январе в типографии «Энергия» в Троицке появился еже­месячный журнал «Айкап», издаваемый Мухаметжа ...

Начало «великого перелома»
Поскольку теоретически считалось, что коллективизация – дело добровольное, то предполагалось в каждом конкретном случае уполномоченным по проведению коллективизации собирать крестьян на общее собрание с целью выявить желающих записаться в колхозы. Летом 1929 г., возникла идея сплошной коллективизации Хоперского округа Нижневолжского кр ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru