Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского
Страница 1

История » Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина » Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского

Граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) сделал блестящую государственную карьеру при императорах Александре I и Николае I. В 1812 г., попав в опалу, он был сослан в Нижний Новгород, но в 1819 г. стал сибирским генерал-губернатором (составил и представил Александру I план административной реформы Сибири), а уже в 1821 г. с триумфом возвращается в Петербург и становится членом Государственного совета, созданного по его проекту еще до опалы, в 1810г. Перед смертью, в 1839 г., Сперанскому был дарован титул графа. В 1826-1832 гг. Сперанский фактически возглавляет кодификационные работы (по составлению Основных государственных законов) во Втором отделении Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Сперанский по праву считается основателем русской юридической науки и русскоязычной юридической терминологии. Политико-правовое мировоззрение Сперанского эволюционировало от либерального (до опалы) да консервативного (уже при Николае I ).

Первый либеральный проект государственных преобразований был составлен М.М. Сперанским еще в 1809 г., однако широкой известности он не получил. Более известный проект либеральных государственных преобразований Сперанского увидел свет в 1809 г. он был составлен по указанию Александра I и назывался «Введение к Уложению государственных законов». Целью преобразования системы государственного управления объявлялось учреждение самодержавного правления на основе незыблемого закона. Для этого Сперанский провозглашает и проводит принцип раз­деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, а также принцип разграничения пол­номочий между -центральными и местными органами власти. Во главе всех ветвей власти стоят император и Государ­ственный совет — особый управляющий центр, руководящий деятельностью всех трех ветвей государственной власти. При­мечательно, что не предусмотрена ответственность Государ­ственного совета перед императором, более того, Государственный совет как бы отстраняет императора от непосредственного управления страной. Во главе законодательной власти находится Государствен­ная дума (на местном уровне предлагалось учредить губерн­ские, окружные и волостные думы).

В первоначальном проекте Сперанский подчеркивал, что в составлении законов через Государственную думу участвует народ. Однако со временем такие слова из проекта были исключены. Тем не менее Спе­ранский предлагает выборный характер формирования депутат­ского корпуса Государственной думы. Он предлагает созывать Государственную думу регулярно в соответствии с коренными законами (конституцией) страны. Председатель Государственной думы избирается палатой из состава ее депутатов. Государ­ственная дума не может быть произвольно распущена импера­тором. Все законы должны приниматься Государственной думой, а затем одобряться и обнародоваться императором.

Во главе исполнительной власти находится Правительству­ющий сенат (на местном уровне предлагалось учредить губерн­ские, окружные и волостные правления). Фактически исполни­тельная власть возглавляется императором, при этом она ответ­ственна перед законодательной властью. Правительствующий сенат формируется Государственной думой.

Во главе судебной власти находится Судебный сенат (на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные суды). Решение Судебного сената по делу оконча­тельно; по сути, у императора нет рычагов влияния на Судеб­ный сенат. Сперанский подчеркивает необходимость вы­борного порядка формирования Судебного сената. Все судеб­ные чины выбираются из государственного избирательного списка, состоящего из членов всех губернских дум. В целом су­дебная власть оказывается отделенной от исполнительной. По сути, Сперанский предлагал Александру I и России проект парламентской монархии по английскому образцу с раз­делением властей и парламентским принципом формирования правительства.

В 1810 г. в соответствии с проектом Сперанского был учрежден Государственный совет, однако, лишь как законосовещательное учреждение при императоре. В 1864 г., отчасти по плану Сперанского, Сенату были переданы судебные функции, а Государственная дума была учреждена лишь в 1905 г. под воздействием начавшейся Первой русской революции.

Взгляды Сперанского на происхождение и сущность государства и права сформулированы в его лекциях по праву, которые он читал наследнику престола, великому князю Александру Николаевичу (будущему императору Александру II).

М.М. Сперанский искренне верил в богоустановленность государственной власти. В вопросе о происхождении государства он примыкает к сторонникам патриархальной теории, которая в то время была органичной частью религиозного мировоззрении подчеркивая при этом, что патриархальная теория необходима для оспаривания договорной теории происхождения государства. Сперанский полагает, что главная ошибка последней заключается в том, что она распространяет принципы регулирования частно-правовых отношений на публично-правовые отношения. Для публичного союза в отличие от частного характерно не договорное, а естественное происхождение, подчеркивает Сперанский. В публичный союз вступают в силу рождения, а не по собственному усмотрению. Публичный союз охраняет частные союзы и регулирует их деятельность.

Страницы: 1 2 3

Великое герцогство Варшавское.
После третьего раздела Польши эмиграция польских офицеров на Запад усилилась. Многие из них, находясь в Париже, Дрездене, других европейских городах, питали ложные надежды на поддержку наполео­новской Франции в возрождении единого польского государства. Из польских офицеров создавались легионы, которые использовались в завоевательной по ...

Двадцать седьмой съезд КПСС
«В начале перестройки новая политика была ограничена «генеральной линией на совершенствование общества развитого социализма» (апрельский, 1985 г., Пленум ЦК КПСС и XXVII съезде КПСС в 1986 г.-25февраля-6марта) и стратегией «ускорения социально-экономич. развития». Вместе с тем постепенно смешаются акценты в оперирование старыми идеоло ...

Переход к политическим стачкам и демонстрациям
Начало XX столетия ознаменовалось в России новым мощным подъемом рабочего движения, вызванного экономическим кризисом и ухудшением положения рабочих, ростом безработицы. Этот подъем продолжался вплоть до революции 1905-1907 гг. Основной формой борьбы становились не экономические, а политические стачки и демонстрации; рабочие выступали н ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru