СенатСтраница 1
До 30-х годов II в. до н.э., то есть до начала гражданских войн, сенат фактически был высшим органом Римской республики. До времен Суллы (конец 80-х годов до н.э.) сенат состоял из 300 членов. С последней четверти IV в. до н.э. (закон Овиния) назначать сенаторов стали цензоры. Каждые пять лет они пересматривали список сенаторов и назначали, как правило, из числа бывших магистратов новых членов взамен выбывших. Цензоры также имели право вычеркивать из списка тех, кто по тем или другим основаниям казался им не соответствующим званию сенатора.
Сенаторы распределялись по рангам, в зависимости от того, какую последнюю магистратуру они занимали. На первом месте стояли бывшие диктаторы, консулы, преторы, цензоры; за ними шли бывшие народные трибуны и квесторы; на последнем месте стояли сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры. Старший, самый уважаемый сенатор, имя которого стояло первым в списке, назывался «принцепс сената».
Созывать сенат и председательствовать в нем могли диктаторы, консулы, преторы и, позднее, быть может, также и народные трибуны.
Председательствующий докладывал сенату существо вопроса и иногда предлагал проект сенатского решения. Если вопрос казался бесспорным, сенат мог прямо перейти к голосованию, которое происходило посредством отхода членов сената в ту или другую сторону. В случае спорного вопроса начинались прения, которые происходили путем опроса председателем каждого сенатора, порядок опроса определялся принадлежностью к тому или иному рангу.
Заседания сената должны были происходить между восходом и закатом солнца; для их правомочности определенного кворума, как правило, не требовалось; время ораторов не ограничивалось1.
Сфера компетенции сената была очень широка. До 339 г. до н.э. все постановления народного собрания должны были утверждаться сенатом. После этого года, согласно закону диктатора Публилия Филона, для решений народного собрания требовалось предварительное одобрение сената.
Сенату принадлежало право, в случае тяжелого внешнего или внутреннего положения государства, объявлять чрезвычайное положение. Это делалось или путем назначения диктатора, или, позднее, посредством вручения консулам особых полномочий: «Пусть консулы наблюдают, чтобы Республика не потерпела какого-нибудь ущерба»1. Этой формулой сенат облекал консулов диктаторскими правами.
Сенату принадлежало руководство всей внешней политикой Рима: сенат отправлял посольства в другие страны и принимал иностранных послов, вообще, ведал всеми дипломатическими актами. Хотя право объявлять войну и заключать мир принадлежало народному собранию, но сенат вел всю подготовительную работу, определяя решения комиций в нужном ему направлении.
В руках сената было сосредоточено высшее руководство военными делами: он определял сроки набора в войска, количество и состав войсковых контингентов; сенат выносил решение о роспуске войска.
Под наблюдением сената происходило распределение войсковых соединений между военачальниками. Сенат определял общий стратегический план кампании. При наличии нескольких фронтов сенат координировал действия отдельных военачальников.
Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести полководцам.
В ведении сената находились финансы и государственные имущества: сенат составлял пятилетний бюджет, устанавливал размер налогов и категории налогоплательщиков, определял таможенные сборы, контролировал сдачу за откуп налогов и подрядов, руководил чеканкой монеты и пр.
Несмотря на наличие в Риме большого количества жрецов разных категорий, верховный надзор за культом принадлежал сенату. Это было в духе римского государственного и сакрального права, где жреческие и гражданские должности не отделялись резко одна от другой, где многие жрецы могли одновременно занимать и гражданские должности, где магистры официально занимались гаданиями, а некоторых жрецов выбирало народное собрание. Сенат мог учреждать новые праздники, вводить или запрещать новые культы, устанавливать благодарственные и искупительные моления, в важных случаях толковать знамения богов.1
Хотя и сенат, как целое, не обладал судебными правами, но сенаторы имели прямое отношение к суду, так как до 123 г. до н.э. суды назначались из сенаторов, и только со времени Гая Гракха суд перешел в ведение всадников.
Таким образом, сенат являлся высшим административным и вместе с тем верховным контрольным органом государства. Но авторитет сената объяснялся не только объемом его полномочий – этот авторитет являлся также следствием его социального состава и организации. В III в. до н.э. и позднее огромное большинство сената принадлежало к нобилитету, то есть к правящей группе римского общества. В силу этого по всем принципиальным вопросам сенат, как правило, выступал единодушно.
Причины военных поражений на первом этапе войны (1941 – 1942)
Почему же нападение фашистской Германии на СССР стало столь неожиданным для военного и политического руководства страны, что повлекло за собой катастрофические потери и отступление войск Красной Армии в 1941 – 1942 годах, на первом этапе войны?
Одна из главных причин случившегося заключается в том, что фашистская Германия оказалась бол ...
Концепция У. Черчилля по проблемам
Индии
В течение 7 лет противостояния по индийской политике Черчилль произнес большое количество речей в Палате Общин, на ежегодных конференциях консерваторов, в ходе заседаний Общества Индийской Империи, Лиги Защиты Индии. Кроме того, Черчилль опубликовал множество статей в различных газетах, пытался организовать радиообращения с целью привле ...
Восточно-Прусская операция
Одновременно с действиями германских войск на Западном фронте русское командование также предприняло ряд активных действий — 4 августа русская армия под командованием П.К.Ренненкампфа вторглась в Восточную Пруссию, вскоре ее поддержала 2-ая армия А.В.Самсонова. Германские войска были отброшены, но в результате отсутствия взаимодействия ...