Органы государственного управления. Народные собрания
Страница 2

История » Государственный и общественный строй Древнего Рима » Органы государственного управления. Народные собрания

В римских комициях было несколько общих организационных моментов, которые ослабляли их значение. Это станет особенно ясным, если римские народные собрания сравнить с афинской экклесией, как наиболее демократическим типом народного собрания в рабовладельческом обществе.

В то время как в Афинах было единое народное собрание, в Риме их было два (формально даже три). Такая дробность, конечно, уменьшала авторитет народного собрания. Кроме того, до середины II в. до н.э. в комициях существовала открытая подача голосов, что давало возможность богатым и влиятельным людям оказывать давление на рядовых избирателей.

Только во второй половине II в. до н.э. было введено тайное голосование. К этому нужно добавить, что у римских народных собраний не было права законодательной инициативы, то есть ни одно предложение, ни один законопроект не могли быть выдвинуты самим собранием. Комиции могли голосовать только те предложения, которые вносились тем магистром, который данное собрание созвал и на нем председательствовал. Вносимых предложений нельзя было ни обсуждать, ни изменять: текст предложения можно было только принять или отвергнуть целиком. Их обсуждение производилось предварительно, на особых сходках.

Таким образом, сама организация римских народных собраний имела недемократический характер. Следует добавить, что центуриатные комиции были основаны на цензовом принципе. Даже после их реформы в 241 г. до н.э. большая часть центурий принадлежала состоятельным элементам, так как абсолютное большинство давали голоса всадников, первого, второго и части третьего разрядов. Что же касается трибутных комиций, то в них 4 голоса городских густонаселенных триб всегда оказывались в меньшинстве по сравнению с 31 голосом сельских триб, имевших по сравнению с городскими плотное население.

К этому нужно добавить, что сельское население было менее организованно и легко могло подпасть под влияние реакционной земельной знати1.

Страницы: 1 2 

Блестящая работа С.Ю.Витте на посту министра финансов
Таможенная защита нарождавшейся российской промышленности состояла в повышении ввозных пошлин на важнейшие изделия, а также на руду, чугун, уголь. Повышались ставки для стран, не способствовавших России в ее экспорте, особенно хлебном. Это правило было применено к Германии, которая ответила тем же, и разгорелась настоящая таможенная вой ...

Слободская Украина
СЛОБОДСКАЯ УКРАИНА историческая область, входившая в 17-18 веках в состав Российского государства (территория современной Харьковской и частей Сумской, Донецкой, Луганской области Украины, а также Белгородской, Курской и Воронежской области Российской Федерации). Население - украинские казаки и крестьяне, бежавшие от гнета польских пано ...

Словения
Словения является наиболее развитой и успешной из всех бывших республик Югославии. Она полностью переориентировалась на торгово-экономические отношения с Западом (около 70% товарооборота), уровень ВВП на душу населения приблизился к 22 тысячам $, а жизненный уровень населения составил в конце 90-х гг. 70% от среднего по ЕС, что намного ...

   
Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru