Органы государственного управления. Народные собрания
Страница 2

История » Государственный и общественный строй Древнего Рима » Органы государственного управления. Народные собрания

В римских комициях было несколько общих организационных моментов, которые ослабляли их значение. Это станет особенно ясным, если римские народные собрания сравнить с афинской экклесией, как наиболее демократическим типом народного собрания в рабовладельческом обществе.

В то время как в Афинах было единое народное собрание, в Риме их было два (формально даже три). Такая дробность, конечно, уменьшала авторитет народного собрания. Кроме того, до середины II в. до н.э. в комициях существовала открытая подача голосов, что давало возможность богатым и влиятельным людям оказывать давление на рядовых избирателей.

Только во второй половине II в. до н.э. было введено тайное голосование. К этому нужно добавить, что у римских народных собраний не было права законодательной инициативы, то есть ни одно предложение, ни один законопроект не могли быть выдвинуты самим собранием. Комиции могли голосовать только те предложения, которые вносились тем магистром, который данное собрание созвал и на нем председательствовал. Вносимых предложений нельзя было ни обсуждать, ни изменять: текст предложения можно было только принять или отвергнуть целиком. Их обсуждение производилось предварительно, на особых сходках.

Таким образом, сама организация римских народных собраний имела недемократический характер. Следует добавить, что центуриатные комиции были основаны на цензовом принципе. Даже после их реформы в 241 г. до н.э. большая часть центурий принадлежала состоятельным элементам, так как абсолютное большинство давали голоса всадников, первого, второго и части третьего разрядов. Что же касается трибутных комиций, то в них 4 голоса городских густонаселенных триб всегда оказывались в меньшинстве по сравнению с 31 голосом сельских триб, имевших по сравнению с городскими плотное население.

К этому нужно добавить, что сельское население было менее организованно и легко могло подпасть под влияние реакционной земельной знати1.

Страницы: 1 2 

Сербия в период правления Стефана Душана
Завершающим торжественным аккордом правления Душана стало принятие упомянутого Законника, утвержденного саборами 1349 и 1354 гг. Хотя территориальные приобретения к концу 1340-х гг. уже завершились, Душан не оставлял планов дальнейшей экспансии, нацеливаясь на Константинополь, однако преждевременная кончина в 1355 г. помешала осуществл ...

ТУАК в советский период
Сопровождавший разгром краеведческого движения в СССР процесс социологизации и политизации исторической науки наложил отпечаток и на деятельность ТУАК - ТОИАЭ последних лет его существования. Например, как зафиксировано в остававшихся неопубликованными протоколах заседаний ТОИАЭ, при обсуждении 16 июня 1930 года доклада В.В.Лоренца &qu ...

Безнадежная борьба нации
Пока царизм имел дело с Турцией, неизмеримо более отсталой и слабой, чем Россия, он мог еще побеждать, но для успешной борьбы с таким противником, как Англия и Франция вместе взятые, у него не было сил. В первый период войны, когда Россия боролась один на один с Турцией, она добилась больших успехов. Как уже повелось в частых войнах ме ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru