Введение
Коренное население Рима, сложившееся в результате синойкизма латинской и сабинской общин и испытавшее известное влияние этрусков, образовало «римский народ», или патрициев. Последний термин происходит от слова отец и означает «отцовские», «имеющие отцов». Это название показывает, что древнейший римский «народ» жил на основе отцовского, то есть патриархального, семейного права, так как только при нем появляются законные отцы, и у этих последних – законные сыновья. Действительно, мы знаем из источников, что патрицианская семья была типичной патриархальной семьей: отец семейства обладал неограниченной властью над всеми домочадцами, вплоть до того, что он мог их продать в рабство или казнить.
У древнейших патрициев был еще силен родовой строй. Согласно традиции, существовало 300 патрицианских родов. У них были общие родовые имена (Юлии, Клавдии, Марции и др.), сохранились следы родовых культов и родовых кладбищ. Членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак (экзогамия).
Источники рисуют следующую схему родовой организации патрициев: они делились на 3 трибы, триба – на 10 курий, курия – на 10 родов, род – на 10 семейств. Такое правильное числовое соотношение заставляет предполагать, что первоначальная родовая организация впоследствии была искусственно перестроена в военных целях. Курии имели религиозное и политическое значение. Каждая курия возглавлялась старшиной (курионом) и собиралась в особом помещении для совершения религиозных обрядов и решения общих вопросов.
В римских источниках отразилось древнее наследственное право патрициев, согласно которому имущество умершего должно было оставаться в его роде. Это говорит о том, что когда-то протолатинские и протосабинские роды были родовыми общинами, то есть все члены их сообща владели имуществом и вели общее хозяйство. Но в дальнейшем эти родовые общины превратились в соседские, то есть территориальные общины. В них роды перестали быть реальными хозяйственными единицами, сохранив военные, религиозные и некоторые бытовые функции. Реальной хозяйственной единицей полностью стала семья. Однако по отношению к земле прежняя общность имущества сохранилась: собственником земли была община в целом, а входящие в нее семьи только владели ею.
Цели исследования заключались в постановке и критическом анализе проблемы, связанных с данной темой.
В соответствии с проблемой и целью исследования решались следующие задачи:
1. Исследовать историю развития Древнего Рима.
2. Показать роль и значение государственного и общественного строя Древнего Рима.
Объект исследования – государственный и общественный строй Древнего Рима.
Предмет исследования – государственный и общественный строй Древнего Рима.
Методология и методика исследования: в основу положены методы сравнительного анализа, функционального и системного подхода, критического анализа и синтеза.
Практическая значимость исследования: данная работа позволяет расширить круг знаний по теме. Изучены труда таких ученых, как: Ковалев С.И., Нерчинский К.Н., Медведев В.И и другие.
Департамент
полиции
Специфика историографической ситуации, сложившейся в России во второе пятилетие нового века, определялась контртеррористическими мерами столыпинского правительства. Чтобы остановить преступную деятельность боевых организаций революционных партий, П.А. Столыпин пошел на крайнюю меру, учреждая с 19 августа 1906 г. военно-полевые суды. Рас ...
Крушение оборонительной системы. Финал противостояния. Новая
династия. Последние попытки сохранить Pax Romana
После неожиданно быстрой смерти императора Иовиана императором в феврале 364 г. «с общего согласия гражданских сановников и военных людей»[149] становится профессиональный военный Валентиниан вновь родом из Иллирии. Военачальники опасались новых мятежей, но благодаря тому, что Юлиан привлек к своему персидскому походу лучшие войска не т ...
Двойственная роль правительства в отношении к "третьему
сословию"
Третье сословие (terlius status, tiers etat) – обозначало всю нацию, за исключением привилегированных, так как официально население России делилось на три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие.
Но нельзя считать третье сословие какой-то однородною массой; таковой оно было лишь по отношению к двум привилегированным сослови ...