Культура Италии в 16-17Страница 1
С конца XV — начала XVI в. наступил этап, когда назрела необходимость синтеза всех достижений Раннего Возрождения, когда гуманистические принципы, составлявшие идейную основу ренессансного искусства, получили в нем наиболее полное воплощение. Именно в культуре Высокого Возрождения особенно ярко выразилось представление о величии человека, его высоком достоинстве и предназначении.
Возрождение достигло своего апогея в тяжелое для страны время — первые десятилетия итальянских войн. Вторжение чужеземных завоевателей способствовало формированию национального самосознания в среде широких слоев населения. Расширение кругозора людей эпохи великих географических открытий также характерная черта времени, которое породило, по выражению Энгельса, « .титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»'. Наиболее универсальным из этих титанов был Леонардо да Винчи (1452—1519) -художник, скульптор, архитектор, теоретик искусства, математик, физик, анатом, физиолог, геолог, астроном. Он являлся автором первых проектов летательных аппаратов, гидротехнических сооружений, разнообразных станков; почти все области науки Леонардо обогатил гениальными догадками. Наука, по его убеждению, должна основываться на опыте, который представляет собой единственный источник знания. Вместе с тем наука и искусство для Леонардо неразделимы: в своих занятиях наукой он был художником, а в искусстве — ученым; то и другое было для него средствами познания мира. Леонардо родился в местечке Винчи, около Флоренции, и как художник сформировался во Флоренции. Из его произведений самым значительным была «Тайная вечеря» — огромная фреска на стене трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Гра-цие. Леонардо избрал в евангельской легенде о Христе драматический момент, наступивший после слов Христа: «один из вас пре- Энгельс Ф. Диалектика природы. Статьи и главы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 346 даст меня». Он изобразил бурную реакцию апостолов, внезапно узнавших о скорой гибели Христа и о том, что среди них находится предатель. Это позволило художнику показать в рамках традиционного религиозного сюжета крайнюю напряженность человеческих чувств, дать глубокие психологические зарисовки людей разного душевного настроя и темперамента. В портрете молодой флорентийки Моны Лизы (портрет получил название «Джоконда», по имени ее мужа Джокондо) Леонардо достиг вершины портретного мастерства. Едва уловимая улыбка Моны Лизы, ее взгляд, как бы обращенный к зрителю, весь одухотворенный облик отражают интенсивный внутренний мир, сочетание в ней ума и интеллекта, присущее Моне Лизе чувство духовной гармонии. На 30 лет моложе Леонардо да Винчи был лишь на одни год переживший его Рафаэль Санти (1483—1520). Его искусство было ясным и гармоничным. В женских образах (изображениях мадонн и реже портретах) сочеталась физическая и духовная красота. Лучшее из его произведений, представляющее собой итог многолетних творческих исканий, — «Сикстинская мадонна», написанная для церкви св. Сикста в Пьяченце. Мадонна с сыном на руках, легко ступая по облакам, несет его людям. В ее лице — предвидение неизбежной гибели сына и в то же время готовность отдать его на жертву во имя блага человечества. Взгляд младенца не по-детски серьезен. Сикстинская мадонна — олицетворение тревоги и скорби. Ее образ обладает большой нравственной силой. Рафаэль был мастером и монументальной живописи. По поручению папы он вместе с учениками покрыл росписью три станцы (комнаты) и зал Ватиканского дворца. Сложная многофигурная роспись стен по своему содержанию носит гуманистический характер. Наиболее отчетливо жизнеутверждающие ренессан-сные мотивы звучат в самой значительной из фресок — «Афинской школе». На фреске в анфиладе больших арочных пролетов, создающих ощущение простора, группами и поодиночке разместились античные философы и ученые. Центральными персонажами являются Платон и Аристотель. Согласие разных философских школ, единство мира и человека, обладающего неограниченными возможностями познания, — таково содержание фрески. Крупнейшим явлением в художественной культуре Возрождения было творчество Микеланджело (1475—1564), наиболее полно выразившего в скульптуре, живописи и архитектуре самый дух этой культуры. Он был одновременно творцом и гражданином, глубоко переживавшим все бурные перипетии времени, в которое ему довелось жить, борцом, активно вторгавшимся с помощью своего искусства в действительность. Творчество Микеланджело охватывает все Высокое и часть Позднего Возрождения. Микеланджело был прежде всего скульптором. Ранняя монументальная скульптура — статуя Давида — высотой более 5 метров изображает библейского героя — пастуха (а в будущем царя) Давида перед схваткой с великаном Голиафом. Давид предста—508 ет перед нами мужественным и уверенным в победе, его лицо — грозным. Эта статуя олицетворяла гуманистический идеал человека героического, полного мощи и величия; в то же время она являлась символом свободы; не случайно скульптура сразу же после завершения работы, в 1504 г. была установлена на центральной площади Флоренции (в это время восставшая Флоренция была исполнена решимости отстоять от врагов восстановленную республику).
Эволюция «цивилизации» скифов
Более трех тысяч лет назад на безбрежных просторах от Северного Причерноморья на западе до Алтая и Монголии на востоке, охватывая значительную часть Южной Сибири и Центральной Азии, начал формироваться чрезвычайно оригинальный тип кочевого хозяйства, пришедший на смену скотоводческо-земледельческому оседлому быту. Эти важные перемены бы ...
Первая мировая война
Первая мировая война, начавшаяся летом 1914г. сразу же показала отсталость царской России в экономическом и техническом отношении. Отдельные победы русской армии не могли исправить общего положения на фронте, и Россия за 1915-1916 гг. потеряла значительную часть своих западных владений.
Неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, чел ...
Основные направления деятельности.
24 января 1887 года в Симферополе была учреждена седьмая по счету в России Таврическая Ученая Архивная Комиссия (ТУАК), на первом же заседании которой подчеркивалось. «В Крыму открываются довольно часто археологические находки, не только письменные памятники, хранящиеся у нас в архивах, но и подобные находки являются весьма ценным матер ...