Предпосылки крестьянской войны. Восстание Хлопка
Страница 1

История » Крестьянская война начала XVII века в России » Предпосылки крестьянской войны. Восстание Хлопка

После учреждения опричнины, которая осуществлялась сверху, бояре и дворянство продолжали бороться за преобладание в обществе, опутанном феодальными отношениями. Вместе с тем это было

новое наступление на крестьян и их землю. Можно считать, что мероприятия опричнины были новой фазой крепостнической политики. По тому накалу крестьянских выступлений, которые были еще во время правления Ивана IV, можно предполагать, что означала опричнина для крестьян. Шел передел крестьянской запашки, наметилось разрушение крестьянской общины. Глухой ропот крестьянства породил частые карательные экспедиции времен Ивана Грозного. В литературе эти факты зафиксированы в "Обыскных книгах" 1571 - 1572 годов.

Перед лицом новой волны выступлений, грозивших перерасти в крестьянскую войну в 1572 году, во второй период опричнины произошло формальное примирение боярства и дворянства. Это означало рост феодального землевладения и усиление эксплуатации крестьян. В этом землевладельцу-феодалу помогало государство. В 1581 году были установлены временные "заповедные годы", когда был запрещен переход на землю другого феодала (так называемый Юрьев день). Это было серьезное притеснение прав крестьян. Государство далее ужесточило свою политику, отменив право выхода крестьян, обеспеченного соответствующими статьями Судебников. Эти статьи были изъяты. В писцовых книгах были сосредоточены все сведения о крестьянском населении на момент 80 - 90-х годов. Они являлись формальными документами землевладельцев, обеспечивавшими закрепление за ними крестьян.

Правительство делало дальнейшие шаги в закреплении крестьян за землей и ее владельцами. В 1597 году издан указ о сыске беглых. По законодательству теперь возвращение беглых крестьян было организовано согласно сроку давности. Бежавшие крестьяне до 1592 года принадлежали новому землевладельцу. Позднейшие беглые подлежали возврату исконным владельцам. Этим же годом помечен закон о кабальных работниках-холопах. Все, взявшие долг на служилой кабале, прикреплялись к земле до смерти господина. Это была новая категория кабальных холопов. Армию зависимых крестьян пополнили добровольные люди, работавшие на хозяев без "крепости". Все категории зависимых холопов вносились в кабальные книги. К этим шагам правительства добавились увеличение барщины и другие повинности, которые послужили причиной крестьянских волнений.

Рис.1. Одежда русских людей. XVI в.

Поскольку внутренний рынок был един для сел, деревень и городов, социально-экономические изменения в сельском хозяйстве влияли на городскую ремесленно-торговую среду. Новым для города был рост дифференциации среди посадских масс. Выделялись владельцы лавок, рядов и простые сидельцы среди торговых людей. В ремесле социальное неравенство шло еще интенсивнее: против городской верхушки постоянно выступали малоимущие "молодшие люди".

Первые выступления в 90-е годы связаны с крупными монастырскими угодьями Иосифо-Волокодамского монастыря, Антониево-Ситской обители. Монастыри расширялись, присоединяя к своим угодьям черносошные земли, чем и вызвали всеобщее затяжное сопротивление. Крестьяне переживали ужесточение режима отработок и податей, а в 1601 - 1603 годах случился неурожай с последующим голодом. Процветание спекуляции хлебом в тяжелейших условиях поставило в отчаянное положение большие массы крестьян. Раздача хлеба и денег не ослабила напряжения социального положения зависимых категорий населения. Этот процесс спровоцировал "охолопление" и переход свободных людей в кабальное состояние.

Страницы: 1 2

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru