С малых лет да на войну
Страница 2

История » Сталинградская битва - подвиг мирного населения » С малых лет да на войну

Подписи: капитан Хаитов, уполномоченный сельсовета Силкин, отец двух расстрелянных сыновей Тимонин, местные жители Горин, Силкина.

Подвиг ребят не забыт и по ныне. Сейчас на территории Калачёвского района действует Детский оздоровительный комплекс "Босоногий гарнизон".

Таких примеров героизма среди детей и подростков Сталинградской области можно привести множество.

В Калаче-на-Дону действовал отряд Вани Цыганкова. В него входили Миша Шестеренко, Егор Покровский, Павел Кошелев. Они вели разведку в тылу фашистов, добывая важные сведения о расположении воинских частей врага, об огневых точках, о складах горючего. Помогли освободить группу советских военнопленных. Устанавливали на дорогах самодельные мины. Калачевские юные партизаны также были схвачены фашистами.

В музее детского движения Волгоградского дворца пионеров имеются фотодокументы, воспоминания другие свидетельства о подвигах детей, подростков. Назову имена сынов полков: Сережа Алешков (ему было 7 лет, когда он спас командира полка, награжден медалью "За боевые заслуги"); Леня Кузубов - разведчик под Сталинградом, дошел до Берлина, штыком расписался на колонне рейхстага. Награжден орденами Славы III степени и Отечественной войны, 14 медалями. Ныне поэт, автор 8 сборников. Виктор Перфильев - рабочий тракторного завода. Витя учился в 78-й, потом в 34-й школе. После бомбежек Сталинграда жил с тетей в подвале. Тетя погибла, сам был ранен и контужен. Был подобран минометчиками. Его усыновила воинская часть. Здесь мальчик дежурил у полевого телефона, ходил с фляжками за водой на Волгу для пулеметов и солдат. Сумел метким выстрелом убить гитлеровца, забрал его оружие, документы и передал офицеру минометной роты. Потом мальчика сделали заряжающим; из окон своей школы корректировал огонь по вражеским позициям. Прошел боевой путь от Волги до Праги. Награжден медалями "За оборону Сталинграда", "За боевые заслуги" и др.

Громов Виктор Иванович 12 лет, учился в ремесленном училище № 1. Во время Сталинградской битвы стал разведчиком. Три раза переходил линию фронта, разведывал огневые точки, места скопления противника. Виктор взорвал склад боеприпасов противника. Участвовал непосредственно в боях, в атаках. Награжден медалью "За оборону Сталинграда".

Однако ребята проявляли выдержку, старание и рвение помочь своей стране не только на поле боя но и на трудовых фронтах.

В годы войны и в послевоенный восстановительный период подростковый труд играл огромное значение. Борис Полевой, побывавший в дни Сталинградской битвы на Тракторном заводе, писал: "В одном из цехов идет горячая работа. Ремонтируются подбитые танки. Рядом с военными ремонтниками - рабочие и среди них подростки. Они работают молча, сосредоточенно, сурово сдвинув брови, стараясь всю силу своей воли, всю быстроту своих умных и уже опытных рук вложить в эту работу. .Когда в дальний угол цеха ударил снаряд и осколки стекла, брызнув, упали им под руки, они даже не оглянулись, продолжая возиться в моторе танка. Лица черны от ржавого масла, сверкают белки воспаленных от бессонницы глаз".

Подростки подавали тогда заявления на завод с просьбой принять их на работу. Прибавляли себе года. Среди них Миша Моторин из школы № 14, Алеша Редкозубов - шк. № 17. На мельницу № 4 поступил учеником пионер Саша Килин. Когда мастер Подольский ушел на фронт, Саша сталь работать на его рабочем месте, успешно выполняя дневные нормы. В одной из рыболовецких бригад трудился пионер Ваня Митрофанов. Ежедневно для бойцов Красной Армии на рыбозаводе "Молодогвардеец" мальчик заготавливал по 15 кг сушеной рыбы.

Братья Михаил и Максим Серегины (колхоз "Батрак" Чернышковского района) взяли к себе в бригаду пионера-пятиклассника Петю. Работая на комбайне, мальчик убрал зерновых на 400 гектарах и с экономил 300 кг горючего.

Были у пионеров и свои передовики. Бригада Вити Пономарева из Нижнечирского района ежедневно выгружала на элеваторе или на току 60-70 центнеров зерна, а всего в районе трудилось 8 таких бригад с общим числом в них до 200 ребят. Пионеры и комсомольцы Перелазовского района с вожатой Машей Росличенко собрали и намолотили со своего фронтового гектара 9 ц ячменя. По всему району с пионерских фронтовых гектаров намолочено 59 ц.

С начала войны и до ее окончания лозунг "Поможем сельским хозяйствам в уборке урожая", провозглашенный на митинге учащимися школы № 8 Сталинграда им. КИМ, определял основное содержание общественного труда школьников области. Школы брали под свою ответственность

1-2 гектара пашни или плантации, проводили на них весь цикл сельхозработ. Урожай шел в фонд Обороны страны. Эти гектары называли фронтовыми. В Киквидзенской школе выращено 2 га проса, 1 га ячменя. В Семеновской и Аланцевской школах района - 0,3 га и 0,45 га картофеля.

Подростки осваивали трактор и комбайн. Всего было подготовлено 35 тысяч механизаторов широкого профиля. Дети заменяли отцов, братьев и сестер, ушедших на фронт или в партизаны. Учителя стремились опережать своих воспитанников в умении водить трактор или автомобиль. Ольга Санкина из Калачевского района одна из первых среди учителей овладела комбайном. В Березовском районе 17 учителей стали к штурвалам комбайнов. В Ленинском районе 40 учителей работали механизаторами в грозное лето 1942 г

Страницы: 1 2 3

Двадцать пятый(шестой) съезд КПСС
«Концепция советского народа. устойчивость многонационального советского государства и общества во многом зависела от прочности межнациональных отношений. Их регулировала национальная политика партии и правительства. Программа КПСС 1961 г. поставила задачу обеспечить в процессе строительства материально-технической базы коммунизма ускор ...

Общественный строй. Общественный строй древнейшего Рима. Патриции
Древнейшая римская патрицианская община и была такой своеобразной крупной соседской общиной, образовавшейся в результате слияния нескольких более мелких общин. По преданию, у патрицианских семей в частной наследственной собственности находилось только по 2 югера (0,5 га) земли. Вероятно, это был только приусадебный участок (двор, сад, о ...

Становление идеологии национального освобождения. II-я половина XIX века
В странах Тропической Африки начало формирования национальной идеологии приходится на вторую половину XIX в., что было связано с появлением в африканском обществе нового образованного социального слоя, новой элиты. Как правило, она состояла из людей, обслуживавших колониальный режим: чиновников, учителей, священников, врачей и юристов. ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru