ВведениеСтраница 2
Большинство историков подчеркивают насильственный характер крещения Руси. Многие люди не желавшие креститься убегали в леса, убивали, как и священников, так и своих же сородичей, принявших новую религию. Однако было бы ошибкой сводить весь процесс христианизации к насилию со стороны государства. Введение христианства на Руси принципиально отличалось от насильственного крещения язычников Нового Света испанцами или Прибалтики крестоносцами. Распространение новой религии на Руси не являлось упорным насаждением извне чужой культуры; это был закономерный и естественный процесс. Большинство историков придерживаются мнения, что крещение сыграло положительную роль в государственном развитии Руси. Однако есть и другие, нетрадиционные мнения, высказываемые, в частности, историком Игорем Яковлевичем Фрояновым[5], взгляды которого всегда отличались оригинальностью и даже парадоксальностью. Он считает, что Владимир ввел христианство для того, чтобы сохранить уже разрушавшийся восточнославянский родоплеменной союз и удержать господствующее положение сильного племени полян, прежде всего киевской верхушки. Эту реформу Владимира, по мнению Фроянова, нельзя назвать прогрессивной, так как вводилась она для сохранения старых родоплеменных порядков. Язычество между тем не утратило в Древней Руси своей социальной и политической перспективы, а мировоззрение древнерусских христиан Фроянов считает в значительной мере языческим. Русь стала христианской лишь формально. До создания православной державы было еще далеко. Взгляды Фроянова в определенной степени созвучны последним выводам российских специалистов по истории языков и культуры, указывающих на своеобразное слияние и смещение языческих и христианских представлений в мировоззрении древнерусского населения. Однако этот взгляд общепринятым не является.
И уж совсем радикальных взглядов по этому вопросу придерживаются группа историков во главе с Анатолием Тимофеевичем Фоменко[6], утверждающая, что Русь ничего не потеряла, но и не обрела от принятия новой религии.
Цели и задачи исследования
Главная цель – исследование крещения Руси как PR-кампании.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- Анализ предыстории крещения Руси
- Обзор PR-кампании, проведенной Владимиром I Святым
Характеристика источников
До нас дошли несколько источников, упоминающих о принятии христианства на Руси. Главный из них – «Повесть временных лет», уже более двух столетий она остается объектом пристального изучения. «Повесть временных лет» сохранилась в двух редакциях. Древнейшей считается редакция Лаврентьевской летописи[7], этот текст содержится в Лаврентьевском списке 1377 года. Другая редакция находится в составе Ипатьевской летописи[8], она доведена до 1292 года и сохранилась в двух редакциях: Ипатьевском начала XV века и Хлебниковском XVI столетия.
Со XIX века русская историография обладает тремя другими древними источниками, которые проливают свет на интересующий нас вопрос. Первый относится к половине XI века, но дошел до нас в памятниках XV-XVI веков. Это – «Слово о законе и благодати»[9], приписываемое митрополиту Илариону. Основой идейно-политического содержания «Слова» является апология Руси, влившейся после принятия христианства в семью цивилизованных народов. Автор стремится проникнуть в смысл и значение событий далекого прошлого славян и дать всестороннюю оценку современной ему действительности. Главными темами «Слова» являются: превосходство христианства над иудаизмом и язычеством; победа и распространение христианского учения в языческих странах, в первую очередь — на Руси; прославление Владимира (выдвигается требование его канонизации), его сына Ярослава, рода киевских князей, Руси и ее столицы — Киева.
Завершение
Начавшееся с середины XIV в. наступление турок на Европу коренным образом изменило судьбу балканских народов Юго-Восточной Европы. К началу XVI в. в состав Османской империи вошли: Греция, Болгария, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Албания. В вассальные от Турции государства были превращены Молдавия и Валахия.
Турецкое господ ...
Политика Ермолова
Итак, когда Ермолов появился на Кавказе, он стал доносить, что "горские народы примером независимости своей в самих подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости". Ермолов предложил перейти к активным наступательным действиям в глубь территорий горских народов — не столько для рассе ...
Предпринимательство России в наше время
Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.
В рассматриваемый период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят рад ...
