Опыт развития западного предпринимательства
Страница 6

История » Экономические реформы периода НЭПа » Опыт развития западного предпринимательства

Характеристика опыта западного предпринимательства будет неполной, если обойти стороной национальную специфику предпринимательства. Мы уделили внимание на характеристике некоторых особенностей предпринимательства в четырех странах - США, Франции, Нидерландов и Японии.

Наиболее четко особенности предпринимательства прослеживаются в США, где предпринимательство достигло как бы " классических" параметров. Опыт США распространился по всему миру.

Статус предпринимателя в США, представления общества о нем, оценка его действий пронизаны высокой престижностью предпринимательства, уважительным отношением в нему абсолютным авторитетом активного и деятельного человека, умеющего делать деньги. Бизнесмен в США - почетная и доходная профессия, Бизнесмен в США - почетная и доходная профессия, которую желают многим новорожденным. Добиться экономического успеха, заработать состояние и тем самым укрепить свою независимость и самостоятельность - таково в кратком изложении содержание "американской мечты", вдохновлявшей многих американских предпринимателей. Культ богатства получил в стране весьма широкое распространение.

Существенно отличается от американской социально-психологическая атмосфера Франции.

Французское предпринимательское сословие так же стремится к обогащению, как и американское, но оно не афиширует этой своей деятельности, не превращает ее в некий культ богатства. Ограничителем является представление о чести сословия.

Третий вид философии бизнеса демонстрируют предприниматели Нидерландов. На предприятиях в этой стране, как и в целом в нидерландском обществе, отвергается сам принцип любого давления - формального и неформального.

Престиж предприятий, система их действий основываются на правиле консенсуса между всеми участниками экономического процесса и общественной жизни. В обществе культивируется внимательное, объективное, уважительное отношение к достигнутым соглашениям. При этом отвергаются санкции, которые применяют в США по отношению к нарушителям соглашений.

Рассмотрим еще пример Японии. Прежде всего, по мнению специалистов, существует большое отличие опыта Японии от американского или западногерманского. Для Европы характерны "консюмеризм" индивидуализм и парламентская демократия. Экономическая стратегия здесь определяется " волей потребителя" и "правом на прибыль предпринимателя".

А что в Японии?

Действия японских предпринимателей " цементируются" не с помощью погони за личным обогащением, а с помощью таких ценностей, как призывы бороться против "опасности для японской нации" или лозунг единства всего японского, прославления дисциплины, "чувства иерархии".

В Японии издавна индивид не наделялся суверенными правами. Главное было в осознании индивидом своего места в пирамиде общества - семьи, фирмы, производства, всего государства. Интересы группы всегда ставились и ставятся сейчас выше интересов индивида. Но в то же время группа, производство, фирма, государство принимают самое активное участие в жизни каждой отдельной человеческой личности. Поэтому вся система японского менеджмента направлена на максимальные раскрытия способностей человека, на эффективное их использование, на пробуждение у персонала потребностей постоянно учиться и на стимулирование желания применять полученные знания в производственной практике.

Нельзя не обратить внимание при характеристике методов и тактики японских предпринимателей на такое явление как своеобразная "тойотизация Запада". "Тойота" - одна из крупных компаний Японии, успешно конкурирующая с американскими автомобильными гигантами на внутреннем рынке США.

В узком смысле под "тойотизацией" имеется в виду использование бригадной организации труда, повышающей ответственность каждого работника и его общую эффективность, внедрение жесткой, безукоризненной точной системы поставок всего необходимого предприятия и сбыта его продукции, что делает излишним складское хозяйство и резко уменьшает потери всего производства за счет усилий каждого его участника.

А в широком смысле "тойотизацией" можно назвать совокупности средств и направлений деятельности всех предприятий Японии, использование которых ведет к "японизации" мира. И можно привести массу примеров экспансии японских предпринимателей.

Но мы приведем примеры другого характера, которые, по нашему мнению должны заинтересовать российских предпринимателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Сибирские мануфактуры
В XVIII - первой половине XIX вв. глубокие изменения происходят в промышленности. Главное направление ее развития заключалось в переходе от мелкого производства к мануфактуре. Связано это было с открытием крупных месторождений железной, медной и серебряной руд, в результате чего и государство и отчасти частный капитал начали строительст ...

Держава Чингисхана
В начале 13 века в Центральной Азии образовалось Монгольское государство. Территория, занятая монгольскими племенами, тянулась от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере и доходила до южных районов пустыни Гоби. По имени одного из племен, эти народы называли также татарами. В последствии все кочевые народы, с которыми Русь вела бор ...

Образование Советского правительства
II Всероссийский съезд Советов образовал первое Советское правительство, которое решено было именовать Совет Народных Комиссаров (СНК), а членов правительства — народными комиссарами. Поскольку в Советах преобладали большевики, большинство на съезде Советов принадлежало ленинской партии. Из представителей этой партии и было образовано С ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru