Заключение
С момента образования первых варварских государств, христианство становится орудием завоевания в руках франкских правителей. Отойдя от высоких духовных устремлений, церковь начинает руководствоваться практическими соображениями и политическими мотивами, оправдывая захватнические войны борьбой против врагов католичества. Государство, поддерживая церковь, превратило ее в иерархизированную социальную, политическую организацию.
Христианизация Европы была долговременным и сложным процессом, сочетавшим миссионерскую деятельность церкви с завоеванием и обращением в новую веру не только проповедью, но и силой оружия – саксам христианство было принесено на остриях копий воинов Карла Великого, а обращение прусов и балтийских племен носило характер истребительной войны. На плечи проповедников ложилась в этот смутный период нелегкая ноша: то здесь, то там снова возрождались старые верования, кое-где варвары добивались восстановления германских языческих культов или арианства — этого весьма распространенного среди них с начала IV века течения в христианстве. Попытки массового крещения нередко встречали более или менее явное сопротивление значительной части населения, остававшейся тайно верной прежним богам, не понимавшей новую религию. Протест мог обретать острые формы, убийство миссионеров (яркий пример – убийство св. Бонифация и его собратьев язычниками-фризами) и христианских священников, разрушение церкви и часовни.
Обращение варварских народов в новую веру в основном осуществлялась сверху, в сознании массы населения долгое время продолжали жить языческие представления и образы. Нередко и королей к крещению подталкивали чисто политические мотивы, либо же стремление приобрести покровительство более сильного бога, способного обеспечить удачу. Формирующийся господствующий класс обретал в новой религии мощное идеологическое средство влияния на массы и оправдания существующего порядка.
[1] Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. VI. 21 / Практикум по истории средних веков // Сост. Б. Н. Граков и др. – М., 1971.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Практикум по истории средних веков. Ч. I / Сост. Б. Н. Граков и др. – М., 1971.
[5] Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / Пер. А. И. Корсуна. – М., 1963.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / Пер. А. И. Корсуна. – М., 1963.
[9] Иордан о происхождении и деяниях готов / Практикум по истории средних веков. Ч. I // Сост. Б. Н. Граков и др. – М., 1971.
[10] Гергей Е. История папства. – М.: Родиола Плюс, 1996.
[11] Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1987.
[12] Практикум по истории средних веков. Ч. I / Сост. Б. Н. Граков и др. – М., 1971.
[13] Левандовский А. П. Карл Великий. Через Империю к Европе. – М.: Канон, 1995.
Кальвин и его учение
Исходным пунктом учения Кальвина была мысль, сформулированная в знаменитой фразе, открывающей Institutio: «Вся наша мудрость, поскольку она вообще заслуживает имени мудрости и является надежной и достоверной, складывается из двух основных вещей: познания Бога и познания самих себя». Познание себя и познание Бога взаимообусловлены, однак ...
Традиции, обычаи и обряды казахов
Ислам в этот период глубоко укоренился в городах Южного Казахстана, в том числе среди казахов, живущих в этом регионе. Правящая казахская элита в полном объеме исповедовала ислам и стремилась распространить его среди своих подданных. Однако в низах догмы ислама не получили широкого распространения, большинство народа придерживалось доис ...
Отечественная война. Общее положение стран Европы в
начале 19-го века
С конца 18-го века в Европе шли непрерывные войны. Они начались тогда, когда коалиция европейских государств во главе с Англией выступила против республиканской Франции. В кровопролитной борьбе французский народ отстоял свое право на выбор формы государственного устройства. Ветхие феодально-аристократические режимы континентальной Европ ...