Основная часть
Страница 1

История » Анна Тютчева - фрейлина при дворе двух императоров » Основная часть

Годы жизни Анны Фёдоровны с 1829 по 1889.

Фотография Г. И. Деньера

Старшая дочь поэта и дипломата Тютчева и графини Ботмер Анна родилась в 1829 г. в Германии. Она получила образование в Мюнхенском королевском институте. О далекой суровой России Анна знала лишь понаслышке и даже не предполагала, насколько тесно её жизнь будет связана с этой страной. Но в 1847 г., когда Анна была восемнадцатилетней девушкой, Федор Иванович покинул службу, вернулся на Родину и поселился в своем поместье в Орловской губернии. И тут-то у выпускницы женского католического заведения, почти не говорившей по-русски, открылась "русская болезнь" - та необъяснимая и сильная любовь к России, которая настигает многих иностранцев, впервые попавших в нее. Для неё подлинным открытием стали необозримые русские просторы и пейзажи потрясающей красоты. Русская половина крови Тютчевой закипела, и она стала отчаянной русской патриоткой. А отсюда два шага до славянофильства - увлечения, страсти, идеологии Тютчевой до гробовой доски. Но эта страсть зрела постепенно. А пока началась придворная служба Тютчевой. Тонкая, добрая, мудрая Мария Александровна почувствовала в новой фрейлине родственную душу. Тютчева в своих воспоминаниях писала, что Мария хоть и не была красавицей в общепринятом смысле, но обладала ни с чем не сравнимым шармом, была грациозна и изящна. Супруга цесаревича была очень религиозна и целомудренна. В ней Анна Федоровна видела потрясающую одухотворенность, искренность и тонкий, необычайно иронический ум… Мария Александровна была очень религиозна Совместные прогулки, чтение вслух, а главное, беседы на религиозные темы очень сблизили двух женщин. Оказалось, что обеим близко православие. Правда, сначала Тютчевой было трудно следить за церковным богослужением, потому что она не очень хорошо знала русский язык. Но потом она прочитала написанное по-французски сочинение славянофила Хомякова о православии «Несколько слов православного христианина…», и у нее открылись глаза - в душу к ней как будто вошел мистический дух русской веры. И эта вера была отнюдь не мимолетной страстью, а глубоким, искренним и прочувствованным мировоззрением.

Дочери Тютчева от первого брака — Анна, Дарья и Екатерина

Вообще, Тютчева была необыкновенной женщиной. Волевая, решительная, прямая, честная, с твердыми принципами в жизни (при дворе ее за неуступчивость называли "Ершом"), она была великолепно образована, обладала цепким аналитическим умом, хотя и склонным к догматизму. Вместе с тем, Анна Федоровна была очень романтична и эмоциональна, тонко чувствовала искусство, поэзию. Она резко выделялась из прочих вполне заурядных обитательниц Фрейлинского коридора Зимнего дворца прямотой поступков и безбоязненной речью, преданностью долгу и «живым благочестием». Влияние Тютчевой в придворной среде резко возросло со вступлением на престол в 1855 г. императора Александра II, которого она характеризовала как прекрасного человека и правителя, но замечала, что ему недостает решительности, чтобы совершать столь необходимые преобразования. Анна, безусловно, являлась доверенным лицом и просто близкой подругой Марии Александровны. Тютчева замечала, что при дворе её уважают, ищут её расположения и стремятся к общению с ней. Она явно была в фаворе и с 1858 г. стала гувернанткой царской дочери Марии Александровны, а потом и младших сыновей императора - Сергея и Павла Александровичей. Естественно, что умная и принципиальная Тютчева оказалась замечательным педагогом - царские дети к ней очень привязались. Но к началу 1860-х гг. стало заметно, насколько зыбко положение Тютчевой при дворе. В отношениях Анны Федоровны и императрицы назревал кризис, имевший отчасти личные, а отчасти политические причины. Тютчевой становилось все труднее и труднее жить при дворе. Её, как и многих умных людей и в том числе самого государя, тяготило чувство одиночества и пустоты среди блеска и помпезности придворной жизни. Как женщина с высочайшим чувством достоинства и гордости, Тютчева одновременно страдала от двойственности своего положения друга и высокопоставленной прислуги своей повелительницы. Впрочем, благодаря необыкновенной доброте и такту Марии Александровны эти особенности придворной жизни как-то смягчались, делались не столь заметными - ведь государыня искренне любила Анну Федоровну. Но были и более серьезные разногласия, которые, в конечном счете, привели к болезненному для обеих женщин разрыву. Проще говоря, в эти отношения вмешалась политика. К началу 1860-х гг. Тютчева все глубже и глубже погружалась в раскаленную атмосферу политических дебатов, характерную для того времени. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг., позорный Парижский мир, начало Великих реформ, отчетливо ориентированных на западноевропейскую модель, - всё это чрезвычайно волновало и беспокоило Тютчеву. Несмотря на довольно критическое отношение к отцу, она во многом придерживалась его взглядов на геополитические цели, которые должна ставить перед собой Россия. Она считала, что Парижский мир - та цена, которую пришлось заплатить России за право участвовать в политике Европы. Ей не нравилась политика нового самодержца Александра II с его неприкрытым западничеством, попытками установить союзные отношения с великими державами. Ведь сама Анна была славянофилкой и противопоставляла исторический путь развития России развитию стран Запада, считала, что Россия должна объединить славян - братьев по вере и крови.

Страницы: 1 2

Национальный капитал в экономике
Усилившаяся и углубившаяся включенность Китая в мировое хозяйство вели в то же самое время к дальнейшему развитию и китайского капитализма. Капиталистическая перестройка китайского народного хозяйства, принципиально ускорившаяся после победы Синьхайской революции, продолжалась и в эти годы достаточно широким фронтом. Наиболее обобщенным ...

Деятельность эсеров в Новониколаевске
Особый интерес представляет деятельность эсеровской партии в Новониколаевске, где ее позиции были очень значительны. Уже в годы революции 1905-1907 г.г. Новониколаевская эсеровская организация уделяла большое внимание пропаганде и агитации среди солдат, призывая их не идти на русско-японскую войну, присоединиться к рабочим в борьбе с са ...

Жизненный путь Сен-Симона
" Страшно, когда человек, не желая осознавать своей неспособности угнаться за временем, выносит приговор времени, а не себе" А. Макаревич "Сам овца" Если мы вдруг решим узнать или просто полюбопытствовать насколько фамилия "Сен-Симон" известна во Франции, то можно даже не вставать со стула, а набрать в лю ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru