«Столица ханства»

История » История Казани » «Столица ханства»

Угроза со стороны московских князей и ханские междоусобицы заставили казанскую знать стремиться к независимости и созданию собственного сильного государства. Поэтому, когда у границ казанских владений после декабря 1438 года появился изгнанный из Нижнего Поволжья и воюющий с московским великим князем Василием II Темным хан Улуг-Мухаммед с небольшой дружиной, казанская аристократия заключила с ним союз. Источники не сообщают, был ли тогда свергнут Гийас Ад-дин и был ли провозглашен ханом Улуг-Мухаммед, но несомненно участие казанских войск в походах этого хана на Русь. Во всяком случае после победоносной войны с Москвой в 1445 году и смерти Улуг-Мухаммеда ханом уже суверенного Казанского ханства был провозглашен его сын Махмудек.

Крепость Казани в XV-XVI веках занимала почти всю территорию современного Кремля, ограничиваясь с юга укреплениями, шедшими по краям так называемого Тезицкого оврага. Укрепления цитадели состояли из глубокого (до 3 м) рва и вала, поверх которого были наставлены дубовые стены в виде срубов (6-7 м шириной), заполненных землей. Укрепленная площадь города достигала 13 га. Внутри крепости раскопками был выявлен целый ряд построек. Город имел в основном деревянную застройку.

В северо-восточной части Кремля (район современного Президентского Дворца) выявлены остатки укрепленного царского двора, который занимал большую часть Кремлевского холма и для защиты которого использовались более ранние белокаменные укрепления. На его территории находилась белокаменная мечеть (мечеть Нур-Али) с высоким минаретом (недалеко от башни Сююмбике), близ которой размещались ханские мавзолеи. Все они имели подквадратную форму и были сложены из белого камня. Внутри были вскрыты богато орнаментированные резные гипсовые надгробия, под которыми в двух гробах, вложенных один в другой, располагались захоронения, совершенные по мусульманскому обряду. Здесь же, внутри крепости, обнаружены остатки деревянных и кирпичных сооружений усадеб (дома и хозяйственные постройки), а также большого белокаменного здания (возможно, ханского дворца).

Ближе к южной части крепости, у Тезицкого оврага, находились мечеть и медресе Кул-Шарифа. С юга и юго-запада к крепости примыкал обширный посад, расположившийся, судя по археологическим находкам, в следующих пределах: с востока - улица Лобачевского, с севера - цепь озер (Банное, Черное, Поганое), с запада -правый берег реки Булак, а с юга - улица Ташаяк. Посад Казани был уже в середине XV века обнесен стеной и рвами, которые неоднократно подновлялись и перестраивались. Вал имел ширину 15-20 м и высоту 3-4 м. В городе процветали металлургия, гончарство, деревообработка, камнерезное и кожевенное производства, ювелирное и военное дело. Кроме того, как внутри города, так и вне его располагался целый ряд кладбищ. Из одного из них, находящегося в районе Государственного объединенного музея Республики Татарстан, происходит каменное надгробие 1530 года. Большие кладбища XV-XVI веков зафиксированы в районе улицы К.Наджми и здания физфака Казанского государственного университета.

Вокруг города располагались обширные слободы и села. Одна из таких слобод - Кураишева - находилась на левом берегу реки Булак. Остатки ее кладбища неоднократно фиксировались в районе современного центрального рынка. Не менее известна и слобода плотников и кораблестроителей "Бишбалта" ("Бежболда"). Здесь же, в заливе устья Казанки, была стоянка торговых и военных кораблей казанцев.

К югу от города, на холмах (район улицы Калинина), располагалась армянская слобода с собственным кладбищем (надгробия XIV-XVI веков). В окрестностях города находились многочисленные села и резиденции беков и мурз. Часть их имен сохранилась в городской топонимике: Кул-Маметово (Кул-Мухамед), Аметьево (Ахмед) и другие. По поздним летописям, близ озера Средний Кабан находилась резиденция казанских ханов, в том числе и сады Сююмбике.

В 1552 году город был взят штурмом после семинедельной осады войсками Ивана IV Грозного. Хан Йадгар был взят в плен. В слое пожара археологами зафиксированы человеческие кости и каменные пушечные ядра. Город был практически полностью разрушен, а его население частью - погибло, частью - было уведено в плен или выселено за озеро Кабан. Борьба за освобождение, однако, не окончилась. Отдельные выступления и восстания продолжались вплоть до 1557 года.

Принятие христианства германскими племенами. Принятие христианства франками в эпоху Меровингов
В 486 году в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг из рода Меровея, который был истинным основателем франкского королевства. Из трех германских королевств (бургундского, вестготского и франкского), самым сильным оказалось королевство фр ...

Общая характеристика скифской культуры
Исследования показывают, что скифы и многие народы нашей страны являются потомками народов легендарной империи Атлантиды, простиравшей свою власть на всю северную часть земного шара. В империи Чингис-хана имелись скифские летописи, богатая литература с легендами, сказаниями. Имеются основания надеяться, что значительная их часть сохран ...

Революционно-демократическое движение. РСДРП и эсеры
Революционно-демократическое движение России образовали два крупных общественно-политических движения - народничество, основанное на идеях крестьянского, утопического социализма и пролетарское, идейную основу которого составлял марксизм. Важнейшими сторонами движения соединения являлась группа В.Г. Плеханова «освобождение труда» (19883 ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru