«Казань золотоордынского периода»
Страница 1

История » История Казани » «Казань золотоордынского периода»

Монгольское нашествие, прокатившееся в первой половине XIII века по судьбам многих государств и народов Европы и Азии, опалило и Волжскую Булгарию. Первое вторжение монголов в 1223 году булгары отбили, нанеся поражение лучшим полководцам Чингис-хана. Однако силы были слишком неравными, и в 1236 году огромное войско под командованием Бату-хана, пройдя огнем и мечом, завоевало Булгарию. Особенно сильно пострадали закамские земли, где многие города и селения были сожжены дотла. Население их было частично уведено в рабство, а частично бежало на север - в Предкамье. Булгарское государство распалось на ряд феодальных владений, которые вошли в состав Улуса Джучи (Золотой Орды) как вассальные владения.

Постепенно страна начала возрождаться после разгрома. Быстро стали отстраиваться разоренные города, такие как Болгар, Джукетау, и возникать новые - Керменчук, Тубулгатау. Появились и укрепились новые политические и торговые связи. Способствовали этому выгодное расположение булгарских земель - на перекрестке торговых путей из Северной Европы и Руси в Нижнее Поволжье и Центральную Азию - и политика ханов Улуса Джучи, поощрявших торговлю и веротерпимость. Особого расцвета достигли города по рекам Волге и Каме, которые стали основными торговыми артериями Улуса Джучи.

Период наивысшего политического и экономического могущества империи Джучидов пришелся на конец XIII - первую половину XIV веков. Именно тогда, на волне подъема хозяйства и торговли, произошло усиление центральной власти, сложилась единая система управления, стабилизировались границы и прекратились междоусобицы. Интенсивно развивались десятки крупных городов, где вырабатывались единый литературный язык и пышная имперская культура. В качестве государственной религии был принят ислам. Одновременно происходило активное формирование сословия золотоордынской военно-служилой знати, включавшей в свои татаро-монгольские кланы также булгарскую и кыпчакскую аристократию. В среде этой знати вырабатывалось сознание новой "татарской" общности.

Стабильно развивались и булгарские земли. Традиционно основой хозяйства населения оставались земледелие, стойловое скотоводство, а также различные ремесла, такие как кузнечное, оружейное, гончарное, косторезное, ювелирное. Своеобразие булгарской культуры этого периода определялось сочетанием общезолотоордынских тенденций с домонгольскими традициями. Несмотря на завоевание, значительных переселений кочевников в Булгарию не было. Как правило, сюда переселялась лишь татарская знать со своими военными отрядами, которая заняла, тем не менее, главенствующее положение в булгарских землях и постепенно ассимилировала булгарскую аристократию, включив ее в состав своей клановой системы. В это время шло непрерывное освоение окраин булгарских земель, где резко увеличилось количество сельских и торгово-ремесленных поселений. Уже к началу XIV века их экономическое положение заметно укрепилось, что выразилось в возвышении городов - центров этих земель: Казани, Кашана и Чаллов в Предкамье, Тетеша и Япанче в Предволжье.

Казань, удачно расположенная близ северных пределов страны и на пути с берегов Волги на север в Верхнее Прикамье, и прежде была важным стратегическим пунктом. Но в золотоордынское время она стала центром обширной округи - земель бассейна реки Казанки (Казан Арты - Заказанья). Не исключено, что именно она служила местом сбора налогов и даней в пользу ханов Улуса Джучи. Соединение выгодного торгового местоположения с возросшей экономической самостоятельностью вызвало резкое усиление политической власти правителей Казани. Судя по сохранившемуся в окрестностях города надгробию, в конце XIII века ее правитель Хасанбек, сын Мир-Махмуда, имел пышный титул "Султан великий, знатнейший помощник султанов, эмир чтимый . победоносный . гордость рода и веры, тень Господа мира". Наличие этого титула достаточно красноречиво свидетельствует о том, что казанский султан имел статус, равный по значимости статусу правителя Болгара, и являлся вассалом ханов Улуса Джучи.

Страницы: 1 2

Духовная культура
Расцвет духовной культуры XIV - XV вв. - время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. К сожалению, до нас дошли немногие литературные памятники того времени. Среди них преобладали религиозные труды и переводы с иранского и арабского, а также авторизированные варианты популярных восточных легенд. Одна из первых, дошедших до ...

Развитие гражданского права в СССР до введения НЭПа
После Гражданской войны в СССР активизировался рост народного хозяйства, так как требовалось с нуля выстроить как промышленность, так и аграрный комплекс на «фундаменте социализма». В свою очередь это привело к разработке гражданско-правового законодательства, регламентирующего, в первую очередь, общественные отношения в сфере народного ...

Становление и падение Жирондистской республики. Проект Жирондистской республики
Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окончания политической борьбы в стране. Новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформились три основные политические группировки: - фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупно ...

   
Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru