Введение
Темой работы я выбрала, на мой взгляд, одну из наиболее волнующих потомков тему: «Отечественная война 1812 года». Для меня эта война являлась всегда объектом особенного внимания, как и Великая Отечественная война, потому что в такие переломные моменты истории, когда решается судьба страны, в стремлении отстоять её независимость поднимаются широкие слои населения. Именно поэтому мне было интересно разобраться во всех основных военных и дипломатических событиях и решениях этой войны. В наше неустойчивое время постоянно появляются очаги напряжённости, и, как и 200 лет назад дипломатия и стратегия играют далеко не последнюю роль, влияя на ход событий. При написании работы моей целью было – рассмотреть основные события войны 1812г. и их причинно-следственную связь. Для этого я ставила перед собой задачи: осветить работу дипломатий, стратегические умения полководцев и их планы, рассмотреть соотношение сил на фоне основных военных действий. В работе я придерживалась в датах обозначений по старому стилю.
К важным источникам относят: Рескрипт Александра I генералу от инфантерии князю М.И. Голенищеву-Кутузову 8 августа за №61, описание бородинского сражения, сделанное майором Д.Н. Болговским, дежурным штаб-офицером при 6-м пехотном корпусе Дохтурова, опубликованное впервые В. Харкевичем в «1812 год в дневниках, записках, воспоминаниях современников» Материалы ВУА, Вильно, 1900. С. 298-299. Вышеупомянутый рескрипт Александра I был впервые опубликован в «Сборнике материалов» под редакцией Дубровина, т. 1. СПб, 1876. Положение армии, описанное в нём Александром I, несколько приукрашено, т.е. недостоверно, что объясняется нежеланием императора показывать М.И. Кутузову острую необходимость в его руководстве над русской армией.
Отечественной войне 1812г. посвящено множество исследований. Е.В. Тарле «Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год» ярко и глубоко раскрывает все особенности войны, которые трезво аргументированы и свободны от крайностей. Автор объективно оценивал соотношение сил в войне, ставил очень высоко русских военачальников и недооценивал агрессивность царской России после Тильзитского договора, что, по моему мнению, освещает войну несколько однобоко, хотя эта его работа является научной. Л.Г Бескровный в «Хрестоматии по русской истории» собрал наиболее важные документы об этой войне, однако в их трактовке он излишне возвеличивал русских и, подобно Е.В. Тарле, переоценивал роль стихийных факторов (голода, климата) в гибели наполеоновской армии. Также прекрасная, полная подборка документов М.И. Кутузова даёт достаточно точное описание событий, хотя в ней можно найти некоторые заблуждения, например, о том, что Отечественная война 1812г. началась внезапно, без объявления Наполеоном военных действий; факт недостоверности этих сведений доказан историками. В статье В. Пронина «Будет помнить вся Россия», написанной к 175-летию Отечественной войны 1812г., освещается, в основном, деятельность А.Н. Сеславина, но и описываются в интересных, на мой взгляд, подробностях некоторые сражения, что я и использовала в своей работе. Работа Н.А. Троицкого «1812г. Великий год России» полностью построена на том, чтобы попытаться разобраться в главных событиях войны и отразить наиболее объективную позицию, что помогало мне разобраться в порой непростых нюансах в ходе написания работы. К тому же Н.А. Троицкий использует при уточнении численности войск труд наиболее объективного в зарубежной историографии автора – Ж. Шамбре. И, наконец, книга Р.Э. Дюпюи и Т.Н. Дюпюи «Всемирная история войн» содержит хорошее, полное описание как стратегии, так и хода военных действий.
Выбранная мной тема актуальна именно в этом году, потому что в нём отмечается 190-летие Отечественной войны 1812 года.
Силы и планы сторон
Война началась для России в неблагоприятных условиях. Военные преобразования, начатые в 60-х годах, не были завершены. Армия с 1874г., формировавшаяся на началах всеобщей воинской повинности, еще не имела обученного резерва. Высший командный состав не был подготовлен к новым условиям войны, отличался косностью взглядов и консерватизмом. ...
Реформа образования
Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего начального о ...
Начало
К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны докатились до берегов Волги. В план крупномасштабного наступления на юге нашей страны (Кавказ, Крым) командование фашистской Германии включает и Сталинград (директива Гитлера № 41 от 5 апреля 1942 г.). Цель: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную ...