Культура, наука и образование в конце XIX - начале ХХ вСтраница 1
Рубеж веков стал во многом переломным в формировании материальных и духовных условий жизни польского общества. В это время распространяются такие важные технические изобретения, как кино, автомобиль, самолет, телефон и т.д. И хотя условия жизни зачастую еще оставались традиционными, особенно в селах, но ее темп ускорялся, везде наблюдались ростки нового. В крупных и средних городах строились электростанции, энергия которых использовалась не только в промышленности, но и для освещения центральных улиц и домов зажиточных горожан. В 1901 г. был пущен первый электрический трамвай в Кракове, в 1908 г. - в Варшаве. Богатые предприниматели и аристократы заменяли конные экипажи привозимыми из-за границы автомобилями. Проводились демонстрационные полеты аэропланов, а литература для молодежи пропагандировала романтику воздухоплавания.
В начале века все еще немногие города имели водопровод и канализацию, что было причиной возникновения эпидемических заболеваний. Нехватка врачей особенно ощутимой была в сельской местности, в Царстве Польском один врач приходился на 30 тыс. жителей, в то время как в Варшаве - на 800 человек.
В селах стали появляться кирпичные дома. В 1914 г. в прусской части в таких домах жил уже 71 % крестьян, но в других землях их доля все еще была невелика (от 1,4 % в Галиции до 11 % в Царстве Польском).
Постепенно эволюционировала мода, особенно мужская. Одежда становилась более свободной и удобной. Женская мода менялась медленнее, она все еще была рассчитана на неработающих женщин.
Постоянно сокращалось число неграмотных. В начале века их уже не было в прусских землях, хотя в русской и австрийской провинциях они все еще составляли более половины населения. К 1914 г. положение изменилось к лучшему, но начальных школ не хватало. Росла сеть польских средних школ. В австрийской и прусской частях преобладали классические гимназии, в Царстве Польском, особенно после революции 1905 г. значительный процент вновь открываемых школ имел торговый или технический уклон.
Успешно работали польские университеты в Кракове и Львове. В других землях польских высших учебных заведений до первой мировой войны не было, но после 1905 г. стали организовываться различные научные курсы. Польские студенты обучались в университетах и институтах Галиции, в русских университете и политехническом институте в Варшаве (с 1915 г. они стали польскими), а также в высших учебных заведениях России, Германии, Австрии, Западной Европы. К моменту обретения Польшей независимости в ней имелось достаточное количество образованных людей, необходимых для налаживания государственной и хозяйственной жизни.
В польской науке в основном преобладали гуманитарные и естественные фундаментальные исследования, собственная техническая научная интеллигенция была немногочисленной, поскольку предприниматели предпочитали использовать современные западные технологии и оборудование. Многие ученые вынуждены были работать заграницей. К их числу можно отнести первую женщину-профессора на кафедре парижской Сорбоны М.Склодовскую-Кюри, дважды получившую Нобелевскую премию (1903 и 1908 г.) за работы в области ядерной физики, Ю. Бабиньского, одного из творцов нейрохирургии, В.Лопушинского, конструктора паровозов в России и др.
Особенно большую роль в формировании национального самосознания и патриотических чувств играла историческая наука. Наряду с традиционными исследованиями по истории Польши до ее разделов (С. Закшевский, В. Собеский, С. Кутшеба и др.), предметом активного изучения стали события XIX в. (Ш. Аскенази, В. Фельдман, В. Грабский, Ф.Буяк).
На общественные запросы наиболее оперативно реагировали литература, театр, живопись. Из протеста против ханжества буржуазии, из разочарования в обществе, погрязшем в эгоизме, погоне за материальными благами, в Европе родилось новое интеллектуальное и художественное направление - модернизм. Своих последователей он нашел и в польских землях, получив в литературе название "Молодой Польши". Его наиболее яркими представителями были поэты С.Пшибышевский, К.Тетмайер, З.Пшесмыцкий. Но лозунг "искусство ради искусства" оказался в польских условиях фикцией. Отказавшись от прежнего стиля, языка, образности, манеры оформления книг, польские модернисты, как и их предшественники на литературном поприще, считали, что на них возложена великая и почетная миссия руководителей народа. Поэтому они активно реагировали не только на глобальные вопросы общественной и национальной жизни, но и на текущие политические события. Это особенно заметно в творчестве Я.Каспровича, драматурга, поэта, художника и театроведа С. Выспяньского, писателя С. Жеромского.
Хозяйственная деятельность населения бронзового века Приольхонья
Одним из центральных вопросов археологического исследования древних культур является реконструкция хозяйственной деятельности и мобильности населения, позволяющие оценить адаптивные возможности общества. Решению этих вопросов способствует широкое привлечение методов естественных наук, которые позволяют обнаружить связи между материальны ...
Движение Сопротивления в странах ЦВЕ в годы войны
В советской историографии термин ДС применительно к странам ЦВЕ не употреблялся. Считалось, что в них развернулась массовая антифашистская борьба. Но такое определение неверно, т.к. антифашистское сопротивление не было массовым явлением. Например, в Чехии численность партизанских отрядов составила 9 тыс. чел. (0,25% дееспособного населе ...
Двадцатый съезд КПСС
Двадцатый съезд КПСС
(14-25 февр. 1956 г., Москва) подвёл итоги выполнения 5-й пятилетки. СССР намного превзошёл дореволюц. уровень развития нар. х-ва и в 3,2 раза превысил уровень 1940 г. Были утверждены Директивы по 6-му пятилетнему плану развития нар. х-ва (1956-60 гг.). Съезд явился крупным событием в жизни партии. Он дал ответ на ...