Культура, наука и образование в конце XIX - начале ХХ в
Страница 1

История » Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г. » Культура, наука и образование в конце XIX - начале ХХ в

Рубеж веков стал во многом переломным в формировании материальных и духовных условий жизни польского общества. В это время распространяются такие важные технические изобретения, как кино, автомобиль, самолет, телефон и т.д. И хотя условия жизни зачастую еще оставались традиционными, особенно в селах, но ее темп ускорялся, везде наблюдались ростки нового. В крупных и средних городах строились электростанции, энергия которых использовалась не только в промышленности, но и для освещения центральных улиц и домов зажиточных горожан. В 1901 г. был пущен первый электрический трамвай в Кракове, в 1908 г. - в Варшаве. Богатые предприниматели и аристократы заменяли конные экипажи привозимыми из-за границы автомобилями. Проводились демонстрационные полеты аэропланов, а литература для молодежи пропагандировала романтику воздухоплавания.

В начале века все еще немногие города имели водопровод и канализацию, что было причиной возникновения эпидемических заболеваний. Нехватка врачей особенно ощутимой была в сельской местности, в Царстве Польском один врач приходился на 30 тыс. жителей, в то время как в Варшаве - на 800 человек.

В селах стали появляться кирпичные дома. В 1914 г. в прусской части в таких домах жил уже 71 % крестьян, но в других землях их доля все еще была невелика (от 1,4 % в Галиции до 11 % в Царстве Польском).

Постепенно эволюционировала мода, особенно мужская. Одежда становилась более свободной и удобной. Женская мода менялась медленнее, она все еще была рассчитана на неработающих женщин.

Постоянно сокращалось число неграмотных. В начале века их уже не было в прусских землях, хотя в русской и австрийской провинциях они все еще составляли более половины населения. К 1914 г. положение изменилось к лучшему, но начальных школ не хватало. Росла сеть польских средних школ. В австрийской и прусской частях преобладали классические гимназии, в Царстве Польском, особенно после революции 1905 г. значительный процент вновь открываемых школ имел торговый или технический уклон.

Успешно работали польские университеты в Кракове и Львове. В других землях польских высших учебных заведений до первой мировой войны не было, но после 1905 г. стали организовываться различные научные курсы. Польские студенты обучались в университетах и институтах Галиции, в русских университете и политехническом институте в Варшаве (с 1915 г. они стали польскими), а также в высших учебных заведениях России, Германии, Австрии, Западной Европы. К моменту обретения Польшей независимости в ней имелось достаточное количество образованных людей, необходимых для налаживания государственной и хозяйственной жизни.

В польской науке в основном преобладали гуманитарные и естественные фундаментальные исследования, собственная техническая научная интеллигенция была немногочисленной, поскольку предприниматели предпочитали использовать современные западные технологии и оборудование. Многие ученые вынуждены были работать заграницей. К их числу можно отнести первую женщину-профессора на кафедре парижской Сорбоны М.Склодовскую-Кюри, дважды получившую Нобелевскую премию (1903 и 1908 г.) за работы в области ядерной физики, Ю. Бабиньского, одного из творцов нейрохирургии, В.Лопушинского, конструктора паровозов в России и др.

Особенно большую роль в формировании национального самосознания и патриотических чувств играла историческая наука. Наряду с традиционными исследованиями по истории Польши до ее разделов (С. Закшевский, В. Собеский, С. Кутшеба и др.), предметом активного изучения стали события XIX в. (Ш. Аскенази, В. Фельдман, В. Грабский, Ф.Буяк).

На общественные запросы наиболее оперативно реагировали литература, театр, живопись. Из протеста против ханжества буржуазии, из разочарования в обществе, погрязшем в эгоизме, погоне за материальными благами, в Европе родилось новое интеллектуальное и художественное направление - модернизм. Своих последователей он нашел и в польских землях, получив в литературе название "Молодой Польши". Его наиболее яркими представителями были поэты С.Пшибышевский, К.Тетмайер, З.Пшесмыцкий. Но лозунг "искусство ради искусства" оказался в польских условиях фикцией. Отказавшись от прежнего стиля, языка, образности, манеры оформления книг, польские модернисты, как и их предшественники на литературном поприще, считали, что на них возложена великая и почетная миссия руководителей народа. Поэтому они активно реагировали не только на глобальные вопросы общественной и национальной жизни, но и на текущие политические события. Это особенно заметно в творчестве Я.Каспровича, драматурга, поэта, художника и театроведа С. Выспяньского, писателя С. Жеромского.

Страницы: 1 2

Введение.
Смутное время было тяжелейшим периодом в истории России, тяжкие удары сыпались на нее со всех сторон: боярские распри и интриги, польская интервенция, неблагоприятные климатические условия едва не положили конец истории Русского государства .До сих пор не существует однозначной оценки персонажей того времени и их действий .Множество худ ...

Присоединение Астраханского ханства 1554-1556гг.
Астраханское ханство почти всегда находилось в зависимости от более сильных Казанского и Крымского ханств. В ХVI веке Крымское ханство, во главе которого стоял Саиб-Гирей, стремилось полностью покорить Астрахань. Астраханское ханство сближается с Россией и в 1547 году заключает с ней договор. Борьба России и Крыма за Поволжье еще более ...

Империя – это мир
Еще через год, 2 декабря 1852 г., в годовщину коронации Наполеона I, Луи Наполеон провозгласил себя под именем Наполеона III. Новый император пользовался поддержкой крестьян, значительной части промышленников. В стране установился политический режим Второй империи. Конституция 1852 года началась с заявления, что она «признает, подтверж ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru