Культура, наука и образование в конце XIX - начале ХХ вСтраница 1
Рубеж веков стал во многом переломным в формировании материальных и духовных условий жизни польского общества. В это время распространяются такие важные технические изобретения, как кино, автомобиль, самолет, телефон и т.д. И хотя условия жизни зачастую еще оставались традиционными, особенно в селах, но ее темп ускорялся, везде наблюдались ростки нового. В крупных и средних городах строились электростанции, энергия которых использовалась не только в промышленности, но и для освещения центральных улиц и домов зажиточных горожан. В 1901 г. был пущен первый электрический трамвай в Кракове, в 1908 г. - в Варшаве. Богатые предприниматели и аристократы заменяли конные экипажи привозимыми из-за границы автомобилями. Проводились демонстрационные полеты аэропланов, а литература для молодежи пропагандировала романтику воздухоплавания.
В начале века все еще немногие города имели водопровод и канализацию, что было причиной возникновения эпидемических заболеваний. Нехватка врачей особенно ощутимой была в сельской местности, в Царстве Польском один врач приходился на 30 тыс. жителей, в то время как в Варшаве - на 800 человек.
В селах стали появляться кирпичные дома. В 1914 г. в прусской части в таких домах жил уже 71 % крестьян, но в других землях их доля все еще была невелика (от 1,4 % в Галиции до 11 % в Царстве Польском).
Постепенно эволюционировала мода, особенно мужская. Одежда становилась более свободной и удобной. Женская мода менялась медленнее, она все еще была рассчитана на неработающих женщин.
Постоянно сокращалось число неграмотных. В начале века их уже не было в прусских землях, хотя в русской и австрийской провинциях они все еще составляли более половины населения. К 1914 г. положение изменилось к лучшему, но начальных школ не хватало. Росла сеть польских средних школ. В австрийской и прусской частях преобладали классические гимназии, в Царстве Польском, особенно после революции 1905 г. значительный процент вновь открываемых школ имел торговый или технический уклон.
Успешно работали польские университеты в Кракове и Львове. В других землях польских высших учебных заведений до первой мировой войны не было, но после 1905 г. стали организовываться различные научные курсы. Польские студенты обучались в университетах и институтах Галиции, в русских университете и политехническом институте в Варшаве (с 1915 г. они стали польскими), а также в высших учебных заведениях России, Германии, Австрии, Западной Европы. К моменту обретения Польшей независимости в ней имелось достаточное количество образованных людей, необходимых для налаживания государственной и хозяйственной жизни.
В польской науке в основном преобладали гуманитарные и естественные фундаментальные исследования, собственная техническая научная интеллигенция была немногочисленной, поскольку предприниматели предпочитали использовать современные западные технологии и оборудование. Многие ученые вынуждены были работать заграницей. К их числу можно отнести первую женщину-профессора на кафедре парижской Сорбоны М.Склодовскую-Кюри, дважды получившую Нобелевскую премию (1903 и 1908 г.) за работы в области ядерной физики, Ю. Бабиньского, одного из творцов нейрохирургии, В.Лопушинского, конструктора паровозов в России и др.
Особенно большую роль в формировании национального самосознания и патриотических чувств играла историческая наука. Наряду с традиционными исследованиями по истории Польши до ее разделов (С. Закшевский, В. Собеский, С. Кутшеба и др.), предметом активного изучения стали события XIX в. (Ш. Аскенази, В. Фельдман, В. Грабский, Ф.Буяк).
На общественные запросы наиболее оперативно реагировали литература, театр, живопись. Из протеста против ханжества буржуазии, из разочарования в обществе, погрязшем в эгоизме, погоне за материальными благами, в Европе родилось новое интеллектуальное и художественное направление - модернизм. Своих последователей он нашел и в польских землях, получив в литературе название "Молодой Польши". Его наиболее яркими представителями были поэты С.Пшибышевский, К.Тетмайер, З.Пшесмыцкий. Но лозунг "искусство ради искусства" оказался в польских условиях фикцией. Отказавшись от прежнего стиля, языка, образности, манеры оформления книг, польские модернисты, как и их предшественники на литературном поприще, считали, что на них возложена великая и почетная миссия руководителей народа. Поэтому они активно реагировали не только на глобальные вопросы общественной и национальной жизни, но и на текущие политические события. Это особенно заметно в творчестве Я.Каспровича, драматурга, поэта, художника и театроведа С. Выспяньского, писателя С. Жеромского.
Формирование идеологии белорусской государственности
Проблема формирования идеологии национальной государственности возникла во второй половине ХІХ века. Ее формированию тогда препятствовали многие факторы, которые, прежде всего, проявились в замедленности процесса оформления национальной идентичности белорусов, в противоречивом осознании народом его исторического прошлого, его политическ ...
Советские люди в период Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война (22 июня 1941 года - 9 мая 1945 года)
– одна из героических страниц в истории нашей страны. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа, поэтому интерес к данному периоду не случаен. Вместе с тем война была одной из трагических страниц в истории нашей страны: гиб ...
Возникновение первых очагов государственности в Кандагаре и Герате.
Завоевание Афганистана Надир-шахом
В XVI в. сефевидские шахи, правившие в Иране, отвоевали Герат у узбеков, а затем захватили земли афганских племен в Кандагарской области. Тогда же восточные области Афганистана (Газни, Кабул и Пешавар) вошли в состав державы Великих Моголов Индии. Что касается Кандагара, то он длительное время оставался предметом спора и вражды между Ир ...
