Культура, наука и образование в конце XIX - начале ХХ вСтраница 1
Рубеж веков стал во многом переломным в формировании материальных и духовных условий жизни польского общества. В это время распространяются такие важные технические изобретения, как кино, автомобиль, самолет, телефон и т.д. И хотя условия жизни зачастую еще оставались традиционными, особенно в селах, но ее темп ускорялся, везде наблюдались ростки нового. В крупных и средних городах строились электростанции, энергия которых использовалась не только в промышленности, но и для освещения центральных улиц и домов зажиточных горожан. В 1901 г. был пущен первый электрический трамвай в Кракове, в 1908 г. - в Варшаве. Богатые предприниматели и аристократы заменяли конные экипажи привозимыми из-за границы автомобилями. Проводились демонстрационные полеты аэропланов, а литература для молодежи пропагандировала романтику воздухоплавания.
В начале века все еще немногие города имели водопровод и канализацию, что было причиной возникновения эпидемических заболеваний. Нехватка врачей особенно ощутимой была в сельской местности, в Царстве Польском один врач приходился на 30 тыс. жителей, в то время как в Варшаве - на 800 человек.
В селах стали появляться кирпичные дома. В 1914 г. в прусской части в таких домах жил уже 71 % крестьян, но в других землях их доля все еще была невелика (от 1,4 % в Галиции до 11 % в Царстве Польском).
Постепенно эволюционировала мода, особенно мужская. Одежда становилась более свободной и удобной. Женская мода менялась медленнее, она все еще была рассчитана на неработающих женщин.
Постоянно сокращалось число неграмотных. В начале века их уже не было в прусских землях, хотя в русской и австрийской провинциях они все еще составляли более половины населения. К 1914 г. положение изменилось к лучшему, но начальных школ не хватало. Росла сеть польских средних школ. В австрийской и прусской частях преобладали классические гимназии, в Царстве Польском, особенно после революции 1905 г. значительный процент вновь открываемых школ имел торговый или технический уклон.
Успешно работали польские университеты в Кракове и Львове. В других землях польских высших учебных заведений до первой мировой войны не было, но после 1905 г. стали организовываться различные научные курсы. Польские студенты обучались в университетах и институтах Галиции, в русских университете и политехническом институте в Варшаве (с 1915 г. они стали польскими), а также в высших учебных заведениях России, Германии, Австрии, Западной Европы. К моменту обретения Польшей независимости в ней имелось достаточное количество образованных людей, необходимых для налаживания государственной и хозяйственной жизни.
В польской науке в основном преобладали гуманитарные и естественные фундаментальные исследования, собственная техническая научная интеллигенция была немногочисленной, поскольку предприниматели предпочитали использовать современные западные технологии и оборудование. Многие ученые вынуждены были работать заграницей. К их числу можно отнести первую женщину-профессора на кафедре парижской Сорбоны М.Склодовскую-Кюри, дважды получившую Нобелевскую премию (1903 и 1908 г.) за работы в области ядерной физики, Ю. Бабиньского, одного из творцов нейрохирургии, В.Лопушинского, конструктора паровозов в России и др.
Особенно большую роль в формировании национального самосознания и патриотических чувств играла историческая наука. Наряду с традиционными исследованиями по истории Польши до ее разделов (С. Закшевский, В. Собеский, С. Кутшеба и др.), предметом активного изучения стали события XIX в. (Ш. Аскенази, В. Фельдман, В. Грабский, Ф.Буяк).
На общественные запросы наиболее оперативно реагировали литература, театр, живопись. Из протеста против ханжества буржуазии, из разочарования в обществе, погрязшем в эгоизме, погоне за материальными благами, в Европе родилось новое интеллектуальное и художественное направление - модернизм. Своих последователей он нашел и в польских землях, получив в литературе название "Молодой Польши". Его наиболее яркими представителями были поэты С.Пшибышевский, К.Тетмайер, З.Пшесмыцкий. Но лозунг "искусство ради искусства" оказался в польских условиях фикцией. Отказавшись от прежнего стиля, языка, образности, манеры оформления книг, польские модернисты, как и их предшественники на литературном поприще, считали, что на них возложена великая и почетная миссия руководителей народа. Поэтому они активно реагировали не только на глобальные вопросы общественной и национальной жизни, но и на текущие политические события. Это особенно заметно в творчестве Я.Каспровича, драматурга, поэта, художника и театроведа С. Выспяньского, писателя С. Жеромского.
Основная часть
Годы жизни Анны Фёдоровны с 1829 по 1889.
Фотография Г. И. Деньера
Старшая дочь поэта и дипломата Тютчева и графини Ботмер Анна родилась в 1829 г. в Германии. Она получила образование в Мюнхенском королевском институте. О далекой суровой России Анна знала лишь понаслышке и даже не предполагала, насколько тесно её жизнь будет связана ...
Начало
«великого перелома»
Поскольку теоретически считалось, что коллективизация – дело добровольное, то предполагалось в каждом конкретном случае уполномоченным по проведению коллективизации собирать крестьян на общее собрание с целью выявить желающих записаться в колхозы.
Летом 1929 г., возникла идея сплошной коллективизации Хоперского округа Нижневолжского кр ...
Традиции, обычаи и обряды казахов
Ислам в этот период глубоко укоренился в городах Южного Казахстана, в том числе среди казахов, живущих в этом регионе. Правящая казахская элита в полном объеме исповедовала ислам и стремилась распространить его среди своих подданных. Однако в низах догмы ислама не получили широкого распространения, большинство народа придерживалось доис ...