Становление идеологии национального освобождения. II-я половина XIX века

История » Борьба за независимость в странах Тропической Африки » Становление идеологии национального освобождения. II-я половина XIX века

В странах Тропической Африки начало формирования национальной идеологии приходится на вторую половину XIX в., что было связано с появлением в африканском обществе нового образованного социального слоя, новой элиты. Как правило, она состояла из людей, обслуживавших колониальный режим: чиновников, учителей, священников, врачей и юристов. В большинстве своем эти африканцы стали отходить от религии предков, сложившихся традиций. По мере принятия христианства, их связи с племенными институтами слабели, а приобщение к европейской культуре росло. В рамках новой элиты стала складываться национальная интеллигенция. Наиболее благоприятные условия для этого сложились в первую очередь в Западной Африке.

Европейское проникновение в Западную Африку началось много раньше, чем в восточные и центральные регионы. Здесь раньше было установлено колониальное господство и соответственно раньше начались социально-экономические перемены - формирование капиталистического уклада товаро-денежных отношений, появление национальных добуржуазных элементов и национальной интеллигенции. Важную роль в развитии общественного сознания сыграла своим появлением Либерия,

доказавшая, что представители негроидной расы в состоянии решать собственные дела самостоятельно и небезуспешно. Именно сюда, в регион Западной Африки, реэмигранты-африканцы из Великобритании, Северной и Южной Америки принесли с собой новые знания и новые культурные ценности.

Со второй половины XIX в., по мере расширения колониальных империй в Западной Африке, проходившего под знаком "белого превосходства", происходило и усиление дискриминации африканцев. Первоначальные иллюзии ряда образованных лиц, надежды видеть в колониальных владыках благодетелей, давших возможность им сравняться с европейцами, вскоре сменились чувствами горечи и разочарования, недовольства и протеста, перераставшими в критику колониальных режимов и в поиск ответов на вопросы: как относиться к такому явлению, как колониализм; "неполноценность" африканской расы; уровень и значимость европейской и африканской культур и др.

Первыми просветителями, идеологами африканского национализма были С. Кроутер, Дж. Хортон, Э.У. Блайден, Д. Кейс-ли-Хейфорд, Дж. Джонсон

и др., преимущественно из британской Западной Африки. Наиболее заметный след в африканской общественной мысли и в формировании национальной идеологии оставили Кроутер, Хортон и, особенно, Блайден.

Ленинизм - марксизм эпохи империализма
Великим итогом революционного движения в России на рубеже XIX-XX вв. явилось утверждение империализма, ленинизма как нового этапа в развитии марксистской теории. Ленинизм - это марксизм эпохи империализма и пролетарских революций. В новых исторических условиях В.И. Ленин развил и приумножил революционное учение своих великих учителей К ...

Кодификационная работа М.М. Сперанского
Кардинальное значение для Сперанского и для России имела его работа, которая с полным правом можно назвать подвигом. В 1826 г. Сперанский возглавил 3 Отделение Собственной Е.И.В. Канцелярии, осуществляющей кодификацию законов. За короткий срок был подан колоссальный труд по сбору и изданию законов. Было составлено 45-томное «Полное Собр ...

Выбор внешнеполитического курса в Швеции и его осуществление
Вопрос о выборе курса внешней политики был одним из важных вопросов для Швеции в то время. Это было связано, в первую очередь, с тем, что некоторые из ведущих мировых держав – а именно Россия и Германия – были заинтересованы в том, чтобы Швеция придерживалась политики нейтралитета, но король Оскар II был склонен держаться германской ори ...

   
Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru