Последствия смуты
Смутное время завершилось большими территориальными потерями для Руси. Смоленские и Черниговские земли были утрачен на долгие десятилетия, а западную и большую часть восточной Карелии оккупировала Швеция. Практически всё православное население, как русские, так и карелы, ушло с этих территорий, не смирившись с национальным и религиозным гнётом. Русь потеряла выход к Балтике. Новгород был освобожден от шведов лишь в 1617 году. К этому времени город был уже полностью разорён и насчитывал только несколько сотен уцелевших жителей.
Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т.д.) обрабатывалось от 0,05 до 4,8% сельскохозяйственных земель. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьяне с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены, а крестьян десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20 – 40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века.
Образование государства у восточных славян
Раннефеодальное государство-первая наиболее примитивная форма государства у восточных славян. Социальной базой его возникновения был процесс классообразования в результате разложения первобытнообщинного строя. Оно возникло как племенное объединение, в котором власть князя не располагала сначала сильным административным или военным аппар ...
Обострение внешнеполитических отношений с Османской империей
Россия и Османская империя в XVIII столетии находились постоянно в напряженных отношениях. Кроме существования тяжелейшей для России проблеме южных степных границ, постоянной крымско-турецкой агрессии, наконец, проблеме выхода России к побережью Черного моря, имевшего громадное значение для экономического развития страны, довольно остры ...
Русская общественно-политическая мысль в XVI века
Период развития русской общественной мысли XVI в. и становления национальной государственной идеологии давно привлекает внимание исследователей. Сюжеты о борьбе нестяжателей и иосифлян, о развитии ересей, о формировании учения «Москва – третий Рим», то есть о тех процессах, которые составляли основу эволюции русской общественной мысли X ...