ВведениеСтраница 1
В III веке Римская империя представляла собой огромную территорию, которая включала в себя всё Средиземноморье. Но политическая обстановка была неспокойной. В течение почти 50 лет с 235 по 284 годы на императорском троне побывало около 29 «законных правителей», не считая ещё большего числа «незаконных» узурпаторов, объявившихся в разных частях Средиземноморья.
Империя нуждалась в сильном правителе, которым в 284 году стал Диоклетиан. С его приходом наступил период домината. За двадцать лет Диоклетиан сумел укрепить империю, проведя ряд реформ. Понимая, что одному невозможно контролировать всю империю он взял в соправители своего сослуживца Максимиана. В 293 году оба императора назначили себе еще двух соправителей, которые были названы цезарями. Но Диоклетиан всё же обладал большим влиянием во всех делах.
После его отречения от власти между соправителями началась борьба за единоличную власть, превратившаяся в кровопролитную гражданскую войну, которая длилась с перерывами с 305 по 324 годы. Эта война исследована в исторической науке недостаточно подробно, так как в источниках она отражена отрывочно или вовсе незаслуженно забыта.
Безусловно, гражданские войны не возникают на пустом месте, следовательно, существовали силы, способствовавшие её развитию. У каждой противоборствующей стороны были свои мотивы и цели.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что именно в этот период закладывается будущее империи, формируются основы «эпохи Константина Великого», которая круто изменила ход римской истории.
Единственным источником почти полностью посвящённым событиям того «смутного» времени является труд Фирмиана Луция Цецилия Лактанция «О смертях преследователей» («De mortibus persecutorum»). Лактанций жил и творил в начале IV века. Он был свидетелем той эпохи, о которой писал.
История изображаемая Лактанцием ограничена главной для него проблемой преследования христианской церкви. В центр своего повествования Лактанций ставит императоров преследовавших церковь и тех правителей кто спас её. При этом он умело связывает христианскую историю со светской.
Про Лактанция известно, что он родился в языческой семье в середине III века (предположительно около 250 года) в Северной Африке. Он получил риторическое образование, обучаясь в школе Арнобия в Сикке. Приблизительно в 290 году Лактанций был приглашен в Никомедию, которая тогда была резиденцией Диоклетиана. Там при дворе был необходим преподаватель латинской риторики. Считается, что здесь он и стал ревнителем христианской религии.[1]
После начала гонений на христиан в 303 году Лактанций удаляется в Галлию. В Трире он продолжает свою преподавательскую деятельность. Здесь его учеником стал старший сын Константина Крисп.
История не сохранила точной даты кончины Лактанция. Традиционно считается, что он умер ок.325 года.
Лактанций отразил в своем трактате «О смертях преследователей» («De mortibus persecutorum») реалии римской истории нач.IV века. Именно он подробно повествует о событиях связанных с приходом к власти Константина, который не только положил конец гражданской войне, но и остановил гонения на христиан (что для Лактанция было, несомненно, наиболее значительным).
В историографии поздней империи преобладающей стала тенденция излагать историю в форме компендиев и эпитом. И здесь в первую очередь следует назвать Евтропия. Евтропий жил во второй половине IV века. В свите императора Юлиана принимал участие в военной экспедиции против персов (363 г.). Затем в должности секретаря служил при дворе императоров Валентиниана I и Валента. По поручению Валента, желавшего получить сведения о тысячелетней истории Рима в форме сжатого, компактного изложения, Евтропий написал «Breviarium ab Urbe condita» («Бревиарий от основания Города») в 10-ти книгах.
Отвечавший вопросам времени труд Евтропия пользовался популярностью и у современников, и в последующие века. Его успех был таков, что он трижды был переведён на греческий язык. [2] Однако, содержание его труда относительно бедно. Он почти не касается вопросов внутренней жизни римского государства, излагая кратко историю войн и лишь упоминая о восстаниях. Внимание Евтропия обращено прежде всего на внешние войны, позволившие Риму стать великим государством.
Общественный строй восточных славян
Родовая община продолжала еще играть определенную роль. Родовая знать, т. е. старейшины, жрецы, военачальники-князья, являлись выборными. Большую роль играла языческая религия, которая отражала отношение славян к стихийным силам природы. Отсюда — культ бога неба и огня Сварога и его сыновей Сварожичей, бога грозы Перуна, жертвоприношени ...
Македония
Одной из самых слаборазвитых республик бывшей Югославии по-прежнему остаётся Македония. Население Македонии составляет сейчас более 2 млн. 300 тысяч человек. В октябре 1998 г. по итогам выборов в парламент было сформировано коалиционное правительство из представителей победившей партии ВМРО-ДПМНЕ (Внутренняя Македонская Революционная Ор ...
Состояние кредитной системы в период предшествовавший новой экономической
политике
В результате мировой войны 1914 - 1917 гг. и последующих революционных событий, денежное хозяйство в России было чрезвычайно расстроено вследствие громадного количества выпущенных в обращение бумажных денежных знаков.
Испорченное денежное хозяйство, наводненное бумажно-денежными знаками, перешло в наследство Октябрьской революции. Перв ...