Введение
Страница 1

История » Внешняя политика стран Скандинавии в конце XIX – начале XX в. » Введение

В истории Нового времени международные отношения приобретают качественно новое значение, так как именно в этот исторический период происходит формирование новых принципов построения внешней политики европейских государств. В большей степени это было характерно для второго периода Нового времени, а именно для рубежа XIX - XX веков, когда мир вступает в эпоху империализма.

Империализм в широком смысле выступает как государственная политика, направленная на завоевание территорий, организацию колоний, установление экономического и политического контроля над другими государствами.[1] Поэтому в новых условиях некоторые страны становились мировыми, ведущими державами (к их числу можно отнести Англию, Францию, Россию, а затем и Германию), другие же в силу своих территориальных особенностей, форм правления и экономического потенциала уступали передовым державам, отступали на второй план. Однако их значение от этого лишь возрастало, поскольку сильные государства старались использовать их для решения своих внешнеполитических задач.

В таких условиях целью второстепенных стран было сохранение своей независимости и самостоятельности. С подобными проблемами столкнулись и три скандинавские страны – Дания, Швеция и Норвегия. Они стали местом столкновения интересов стран Западной (Великобритания) и Восточной (Германия, Россия) Европы.

Итак, тема данного исследования посвящена взаимоотношениям стран Европейского Севера (Норвегии, Дании, Швеции) с другими государствами. Внешняя политика каждой из этих стран в целом была схожей, но, в то же время, наблюдались и некоторые различия в приоритетах внешнеполитического курса, в экономических факторах, в способах урегулирований каких-либо конфликтов и так далее.

По мнению автора работы, данная тема является актуальной. Как известно, Скандинавия представляет собой комплексный в географическом плане регион со сходными климатическими условиями, с близкими языковыми особенностями и схожей экономикой.[2] Европейская общность в рассматриваемый автором период была заинтересована не только в экономических, культурно-исторических потребностях, но и в вопросе обеспечения мира и безопасности. Как известно, к Скандинавии примыкает Балтийское море, которое непосредственно связывает многие страны, так как является важным морским путём. А в эпоху нарастания империалистических тенденций такое положение скандинавских стран интересовало ведущие европейские державы, так как морские проливы обеспечивали информативную и культурную связь стран Европы друг с другом, стабильные торгово-промышленные отношения между этими странами, а в случае войны – способность военных флотов либо осуществлять плавание в Балтийском море, либо нет. Как известно, многие современные страны проводят политику, как внешнюю, так и внутреннюю, исходя из исторического опыта страны. Поэтому не менее важную роль, чем во второй период Нового времени, данные проливы, будучи принадлежащими этим же скандинавским странам, играют и в настоящее время. Это связано с тем, что страны, имеющие выход в море, имеют морской флот, цели которого – содействие торговле, экономическим и политическим связям, урегулирование конфликтов и многое другое. Развитые страны преследуют эти цели и в настоящее время. Поэтому вопрос внешней политики, а в особенности вопрос проливов являлся важным в прошлом, является важным и в настоящем. Таким образом, рассмотрение дипломатических отношений Швеции, Норвегии и Дании с ведущими странами Западной и Восточной Европы требует более глубокого рассмотрения в силу своей актуальности.

Итак, объектом данного исследования является внешняя политика стран Скандинавии, а точнее – Швеции, Норвегии и Дании. Предмет работы – основные направления внешней политики этих стран: Западная (Великобритания) и Восточная (Германия и Россия) Европы.

Цель исследования – рассмотреть основные направления внешней политики стран Скандинавии, и выяснить: во-первых, были ли эти направления одинаковы для всех стран в рамках общей идеи «скандинавизма»; во-вторых, смогли ли страны на протяжении рассматриваемого периода сохранить приоритеты во внешней политике. Для достижения этой цели автору работы необходимо решить ряд задач, а именно: во-первых, рассмотреть внешнеполитические приоритеты Швеции и выяснить, какой политики в отношении стран Европы и отдельно России придерживалась эта страна в рассматриваемый период; во-вторых, рассмотреть внешнюю политику Норвегии и проанализировать, повлияло ли на неё расторжение шведско-норвежской унии; в-третьих, выделить приоритетные направления внешней политики Дании в связи с её «ключевым» положением на Балтике.

При написании работы были использованы источники, специальные труды по рассматриваемым автором странам, а так же научные статьи. Главными источниками, привлеченными при написании данной работы, являются дипломатические документы, такие как: договоры, конвенции, протоколы, декларации и меморандумы. Эти документы опубликованы как в «Сборнике договоров России с другими государствами»[3], так и в «Сборнике важнейших документов по международному праву»[4] и в «Сборнике документов до истории Нового времени стран Европы и Америки»[5]. Для автора эти источники являются наиболее ценными, так как более всего соответствуют теме исследования.

Страницы: 1 2

Программы и конституции Северного и Южного обществ
Южное общество Южное общество, самое многочисленное и радикально настроенное, состояло из Тульчинской, Каменской и Васильковской управ. Во главе го стояла Директория (или Коренная Дума), в которую в марте 1821 года были избраны П.И. Пестель, А.П. Юшневский и руководитель Северного общества Н.М. Муравьев. В 1818 году на Украине, в Полт ...

Анархисты
Российский политический анархизм представлял собой модернизированное развитие нигилистического направления общественной мысли XIX века. Смысл анархистской идеологии, согласно А. Гейфман, сводился к следующему: «Полностью уничтожить существующий порядок вещей, все законы и суды, религию и церковь, частную собственность и владельцев этой ...

Переход к НЭПу в Беларуси, его особенности и характер осуществления в промышленности и сельском хозяйстве
Переход к НЭПу на территории Беларуси имел ряд особенностей: полная разруха, разрыв хозяйственных связей, распыление рабочего класса, малая территория (вся восточная Беларусь находилась в составе России, БССР охватывала лишь шесть уездов Минской губернии), бандитизм. Переход к НЭПу был достаточно длительным — со второй половины 1921 г. ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru