Положение сербского народа под властью османской империи
Страница 2

История » Сербские земли в VII-середине XIV века » Положение сербского народа под властью османской империи

Кто выступил инициатором переворота — спахии или янычары, — сказать трудно. В системе аграрных отношений Османской империи появляется новая фигура янычарского аги, узурпирующего крестьянские права и превращающегося в читлук-сахибию, который заводит собственное хозяйство, основанное на эксплуатации крестьян, обязанных барщиной. Подобный путь проделывали и сами спахии, вынуждая задолжавших подданных уступать им свои права на чифтлики, после чего земля обрабатывалась там трудами райи.

К концу XVIII в. фигура спахия, с бичом в руке надзирающего за полевыми работами, становится типичным явлением в сербском селе.

Однако в некоторых сельскохозяйственных отраслях инициатива оставалась в руках крестьян. Речь идет о животноводстве, и прежде всего — свиноводстве (что вполне объяснимо, поскольку мусульмане из религиозньсх соображений не могли заниматься этим прибыльным делом, равно как и производством ракии (водки), также пользовавшейся спросом на рынке).

В целом на территории Османской империи после войн первой половины XVIII в. христианское население оказалось в неблагоприятных условиях. Турецкая администрация издавала дискриминационные указы. Например, христианам было строго запрещено носить роскошные одеяния и использовать в своих нарядах определенные цвета. Они должны были выказывать знаки смирения в общении с мусульманами. В 1767 г. была ликвидирована православная патриархия Печа, а на следующий год та же участь постигла архиепископию Охрида. Все сербские земли оказались под юрисдикцией Константинопольского патриарха. С этого времени начинается процесс замены сербских епископов греческими.

С начала османского нашествия сербы переселялись на земли Австрийской монархии (ок. 70 тыс. человек в 1690 г. — Великое переселение сербов). В XVIII в. австрийское правительство сочло целесообразным выдать новым подданным «Привилегии», гарантирующие им некоторые автономные права. Формально речь шла о создании церковной организации во главе с митрополитом, но в условиях той эпохи, когда церкви еще принадлежало особое место в политической структуре общества, это подразумевало и наличие определенных политических прав. Последующие события показали, что сербские митрополиты играли значительную роль в событиях, связанных с политической борьбой.

С разрешения венского двора сербы могли созывать саборы, избиравшие митрополита. Эти органы были организованы по сословному принципу: в их деятельности принимали участие представители духовного, военного и так называемого «гражданского», или «поместного», сословий. На саборах обсуждалось внутреннее положение сербских общин, составлялись петиции, направляемые к императорскому двору в Вене, и разбирались жалобы сербского населения монархии Габсбургов. Часть сербских беженцев оказалась в свободных королевских городах, располагавших особыми привилегиями. Все права их жителей, равно как и права населения свободных военных общин, находившихся на австрийско-турецкой границе, в полной мере распространялись и на сербов. При венском дворе в течение XVIII в. действовал специальный орган, занимавшийся сербскими делами в пределах владений Габсбургов. В 1792 г. Венгерское королевство предоставило сербам, проживавшим на его территории, права гражданства, а православные митрополиты и епископы получили доступ в венгерский сейм.

Страницы: 1 2 

Основные направления Британской конституционной политики в Индии в 1929–1935 годах. Декларация лорда Ирвина и её последствия
Управление одной из самых важных для Великобритании колоний Индией в 20-е годы ХХ века определялось Актом 1919 года. Он расширил участие индийцев в управлении страной и установил введение диархии. В провинциях вопросы просвещения, здравоохранения, коммунальных служб передавались министрам, ответственным перед законодательными органами, ...

Деятельность Мусульманской Лиги между двумя мировыми войнами
Мусульманская Лига не приняла участие в компании несотрудничества. Так же как и в начале 20-х гг., наметилось расхождение между ИНК и Мусульманской Лигой по вопросу об отношении к массовым формам общественно-политического процесса, сатьяграха начала 30-х гг. вызвала отрицательную реакцию в Мусульманской общине. Мусульманская националис ...

Развитие права в Германии в период средневековья
Начиная с XII века в Германии не присутствовало «общегepманского права», а было право территориальных образований и населенных пунктов. Правовая система характеризуется обособлением правовых общепризнанных мерок, имеющих отношение к высочайшему феодальному сословию, так именуемым ленным правом. В это же время в Германии были и единые ос ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru